В эти дни в Сочи проходит XIX Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. В состав курской делегации вошла художник-модельер Екатерина Ребежа. На одной из площадок она представит персональную выставку графики и живописи «Человек мира».
На эту экстравагантную девушку трудно не обратить внимание. Екатерина Ребежа легко находит компромисс между высокой модой и повседневностью. Однако, признается, ей не всегда приятно привлекать к себе внимание на улице.
«Порой мне требуется смешаться с толпой и черпать вдохновение в потоке окружающего мира, это необходимое условие для творчества, — замечает Екатерина. — Но бывает, что совершаю дерзкие вылазки и интригую прохожих своими смелыми туалетами. У меня особое отношение к форме костюма, большое внимание уделяю деталям. Так как я человек искусства, то парадоксальные и провокационные образы мне не чужды. В сложившихся представлениях образ художника тесно связан с эксцентричным стилем, и моя одежда — это, можно сказать, идеологический жест, призванный подчеркнуть значимость искусства в промышленной цивилизации».
Человек, одетый модно, тоже может выглядеть чудовищно глупо или попросту — вульгарно. Век моды короток, стиль — долговечен.
Акцент на практичность
Вероника Тутенко, «АиФ-Черноземье»: Но мир заполонили китайские вещи. Дёшево и сердито, но об эксклюзивности говорить не приходится.
Екатерина Ребежа: Сегодня как никогда актуальна поговорка «мы не настолько богаты, чтобы покупать дешёвые вещи». То есть правильно, когда при покупке большее внимание уделяется качеству, носкости, словом, долговечности товара. К сожалению, эти качества не может предложить масс-маркет. Собственный стиль складывается из отдельных уникальных вещей разных брендов с оригинальным дизайном и хорошим качеством.
— Как вообще совмещается мода и кризис?
— Мода является зеркалом, которое отражает настроения, зарождающиеся в социуме. Никто «пировать во время чумы» не собирается. Стало меньше сезонных коллекций, одежда становится более сегментированной. На первый план выходит производство «умной» одежды, которая служит несколько лет. Лаконичность, простой крой и архитектурность модных нарядов — это «киты», великолепный фундамент, на котором удержатся любые, даже ветхие строения моды в эпоху глобального кризиса. Акцент сделан на практичность и удобство. Ещё один тренд — гендерная нейтральность. Многие известные бренды и Дома моды инициировали возвращение андрогинности в своих коллекциях, в которых считывается тотальный унисекс, нормкор (непритязательность в одежде) и oversize. Такая одежда приносит двойную коммерческую прибыль. Даже парфюмеры всё чаще создают нейтральные ароматы, одинаково подходящие как мужчинам, так и женщинам. Также всё чаще предоставляется такая услуга, как «временное обладание дорогой вещью», так называемые сети «библиотек одежды», где можно взять любую вещь на определённый срок, а затем вернуть обратно.
Нет — тотальной блеклости!
— Как, на взгляд художника-модельера, одеваются жители провинции?
— В последнее время для меня очевидно, что многие жители нашего города не считают моду серьезной сферой культуры и не способны соперничать с высокими стандартами искусства одеваться, возможно, считая это слишком легкомысленным занятием. Люди прикрывают себя одеждой прежде всего затем, чтобы создать «некий приемлемый образ». Сегодня одежда для простого горожанина — не объект эстетической ценности и не предмет самовыражения, а лишь материя, способная растворить в толпе идущего прохожего. Стройными шеренгами по улицам Курска шагают «типовые сеты», шаблонно использующие так называемые принципы БГ (базовый гардероб), в надежде, что в выведенной стилистами формуле ошибкам нет места. А ведь потенциал одежды настолько велик, что можно создать неповторимый образ без «вреда для здоровья». Тело можно одеть, оперируя цветом, фактурой, аксессуарами — это своего рода система сенсорных кодов. А тотальная блеклость и пресность в самовыражении у меня ассоциируется с ограниченным словарным запасом.
— Важно ли вообще быть модным?
— Важно иметь голову на плечах и обладать чувством собственного достоинства. Человек, одетый модно, тоже может выглядеть чудовищно глупо или попросту — вульгарно. Век моды короток, стиль — долговечен. Модным быть не обязательно, а стильным нужно стараться быть всегда! Важно, чтобы одежда отражала неповторимость её владельца, даже если он одет очень просто. Человек давно освобождён от диктата строгих убеждений и сам способен что-то изменить по своему разумению. Прежде всего он должен учитывать свою собственную уникальность, не забывая, что обладает особыми физическими параметрами, цветотипом, психотипом и т. д. Сегодня мода ни на чём не настаивает, просто предлагает посмотреть, поносить то или это, оценить удобство предлагаемых конструкций, достоинства новых тканей, возможности прогрессивных технологий.
— А как должна меняться одежда с возрастом?
— Я не разделяю понятия о «престарелой моде» и «молодёжной» — это не две крайности. Безвкусица, неуместная порой экстравагантность, несоблюдение сезонности или просто неаккуратность — всё это к моде отношения не имеет. Одежда, подходящая для одной ситуации, может быть совершенно неприемлема для другой. Например, ультрасовременные, технологичные кроссовки будут смотреться одинаково хорошо на представительницах прекрасного пола любой возрастной категории, но это должна быть особая ситуация.
— Что посоветуете носить модникам?
— Этой осенью репродуцируйте фрагменты произведений искусства в своем образе. В последнее время встречаешь всё меньше элегантных людей, ведь элегантность проистекает из способности радоваться прекрасному, самостоятельно комбинировать формы, цвета и рисунки. Найдите причину для радости.