Примерное время чтения: 5 минут
459

Последняя остановка. Курский трамвай под угрозой исчезновения?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. АиФ-Курск 17/04/2019

Курский трамвай — это не просто вид общественного транспорта, это история и гордость курян.

Первый маршрут был запущен в 1898 году, и некоторые краеведы утверждают, что Курск стал вторым городом России, где появился трамвай. В XX веке трамвайное движение останавливалось дважды — во время Гражданской войны и в годы немецкой оккупации.  Сейчас возникла угроза третьей и, возможно, последней остановки.

Как на нём можно ездить?

Именно такой вопрос задают многие куряне, осмелившиеся подняться в вагоны, которые скорее напоминают музейные экспонаты, чем современный вид транспорта.

Новое областное руководство было более категоричное в формулировках: «Жуткая жуть, неудобно, небезопасно, выглядит непристойно, неприглядно; рельсы всем мешают. Это надо менять. Есть варианты государственно-частного партнёрства. Трамвай мы 100% должны делать по концессии. Не тратить на это бюджетные средства».

Напомним, концессия — направление частно-государственного партнёрства. В старину это называлось «отдать на откуп», когда частные деньги привлекаются в затратную для бюджета отрасль, а прибыль делится. В России сейчас нет ни одной реально функционирующей трамвайной системы на концессионной основе. Отсутствуют примеры даже строящихся систем. Но и отдавать город на откуп автомобилям с выхлопными газами нельзя.

«Сколько нашего с вами жизненного пространства требуют автомобили: многорядные дорожные полотна, место для парковки у дома, место для парковки на работе, место для парковки у торговых центров и учреждений, — перечисляет общественный деятель Любовь Прилуцкая. — Курск попал в низкие рейтинги качества городского воздуха как раз благодаря автомобилям. Внимание: не заводам, а автомобилям! Сегодня многие специалисты по городской среде считают, что мир спасут не электромобили, а грамотная транспортная политика, отдающая приоритет пассажирам общественного транспорта».

Из обсуждений проекта известно, что курские концессионеры хотят получить всю существующую инфраструктуру и транспортные средства МУП «Курск­электротранс» и МУП «Пассажирское автотранспортное предприятие», возвратить трамвайные пути на центральные улицы города, ликвидировать троллейбусное сообщение, а также максимально сократить число частных автобусных маршрутов. То есть опять административный ресурс. Убрать всем надоевшие, но удобные маршрутки и пересадить людей в новые современные трамваи. Но это пока слова. А по факту — за три месяца 2019 года  уже списали четыре трамвая, итого 28 за два года.

Где конечная?

Известно, что трамвай — самый эффективный вид городского транспорта, самый экономичный и экологичный. В Курске есть районы, где без трамвая обойтись просто невозможно, а есть такие, где он уже устарел и совершенно не нужен.

Сейчас имеются новые составы, так называемые тяни-толкаи, где кабины водителя с двух сторон и не надо делать разворотные петли, а ещё они низкопольные, с бесшумными двигателями — в общем, чудо, а не трамваи. Но это не курская история. У нас муниципальные транспортные предприятия — сплошь банкроты, рассчитаться по долгам они могут только активами, то есть вагонами в виде чёрных металлов. Например, долг «Курскэлектротранса» составляет 168 млн рублей.

При этом концессия подра­зумевает полный передел курского транспортного рынка с концентрацией всей прибыли от пассажирских перевозок только у владельца частного трамвая, что очень многим «поперёк горла».

«Пока я вижу два варианта, — говорит историк архитектуры, кандидат исторических наук Илья Шпаков. — Отдать пока ещё живые предприятия или совсем их закрыть, а потом передать имущество и землю концессионеру. Про второй вариант пока говорят больше, ибо не хотят никого из работников привлекать в новое предприятие. Реалистично пойти по сценарию Воронежа: грохнуть трамвай и много лет разговаривать про планы строительства иной системы».

Для того чтобы наладить мирное сосуществование всех видов пассажирского транспорта, по самым общим подсчётам специалистов, требуется полмиллиарда рублей. Для серьёзного, не поверхностного исследования, выбора приоритетов и хоть каких-то реальных работ. Не обсуждений, проектов и предложений, а рельсов, шпал и вагонов.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах