Курск, 21 мая – АиФ-Черноземье
«За трамваем будущее. Европа, некогда решившая избавиться от этой старинной техники, снова вернулась к ней. Ведь это самый экологически чистый и безопасный транспорт.
В России многие города из-за машинного наводнения отказываются от этого транспортного архаизма. Такое решение приводит к тому, что пробок становится ещё больше», – уверен Владимир Токмаков, заместитель генерального директора МУП «Курскэлектротранс».
Пробок прибавится
В этом году курскому трамваю исполнилось 115 лет. Этот вид транспорта сменил в городе конные экипажи и до сих пор не уступает современному общественному транспорту, хотя и переживает не лучшие времена.
«В некоторых городах администрация пошла по пути наименьшего сопротивления: нечем ремонтировать – уберём.
Рязань сняла трамваи. Теперь там пробки к московским приближаются. В Астрахани та же ситуация», – отмечает Владимир Иванович. Нельзя забывать ещё одну особенность трамваев: трамвайные линии добрались до тех улиц города, где другой общественный транспорт просто не ходит. То есть, по сути, людям с ликвидацией трамваев оказывается не на чем ездить.
«Народ покупает хоть какие-то «табуреточки» и выезжает на них на городские улицы – надо же как-то передвигаться», – моделирует ситуацию Токмаков. Отсюда итог: пробок становится ещё больше.
Вторые в России
А когда-то замены трамваю не было. Трамвайное движение в Курске открылось 30 апреля 1898 года. Наш город в этом деле стал вторым в России, уступив первенство лишь Нижнему Новгороду. Строила пути и поставляла технику бельгийская фирма за счёт продажи акций курянам. То есть, по сути, в создании трамвайных линий в Курске участвовали сами горожане. Сейчас трудно узнать, почему Курск стал вторым городом в России, где появился этот вид транспорта. Видимо, благодарить за это стоит действительно продвинутые власти города и местное дворянство и купечество. В пользу трамвая были и особенности курского рельефа. «Конку» здесь организовать нельзя было – слишком крутые склоны: лошадям просто не хватит сил затащить ни сани, ни коляску на крутой бугор. Трамваю же это было под силу.
Бельгийская фирма заключила контракт с курянами на 49 лет. По истечении этого срока трамваи и пути становились собственностью города. Но этого полувека не понадобилось. Хватило и четвертинки. Пришла революция, всё стало общим. Бельгийцы пытались вывезти технику, но курские рабочие не дали. Так иноземная собственность в одночасье стала городской. В 30-х годах на курские рельсы вышли уже советские трамваи.
Перспектива есть?
Сегодня общая протяжённость курских трамвайных путей составляет более 86 км. 83 трамвайных вагона движутся по 6 маршрутам. В день курские трамваи перевозят более 80 тыс. пассажиров.
«Будущее у трамвая есть, – уверен Владимир Токмаков, – хотя и не простое – учитывая сегодняшнее техническое состояние материальной базы. Серьёзных финансовых вложений требует обновление путевого хозяйства, морально и физически устарело до 80% оборудования тяговых подстанций, требует обновления и сам парк трамвайных вагонов.
Средний возраст курских трамваев – 26 лет, при нормативном сроке эксплуатации трамвайного вагона – 16-17 лет. Мы проводим капитально-восстановительные работы. В прошлом году купили трамваи, снятые с эксплуатации в Чехии. Это приобретение не только вдохнуло новую жизнь в трамвайное движение, но и показало, как городская власть относится к пониманию будущего трамвая. Понятно, что сразу всё восстановить нельзя. Но перспектива есть: трамвай в городе будет жить».