Примерное время чтения: 9 минут
2762

Сага об ОСАГО из Липецка. Как наказать нечестных страховщиков

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. АиФ-Липецк 10/09/2014
Полина Седова / АиФ

В противном случае отказываются заключать с автовладельцами договор. Впрочем, теперь стало гораздо проще привлечь жадных страховщиков к ответственности.

ОСАГО с «нагрузкой»

в тему
С 1 сентября 2014 года начали действовать поправки в закон об ОСАГО. Изменения касаются сроков и порядка урегулирования убытков. Так, например, страховая компания будет обязана выплатить компенсацию или дать направление на ремонт, если у неё есть договор со станциями технического обслуживания (с указанием сроков ремонта) за 20 дней с момента принятия заявления клиента, за исключением нерабочих и праздничных дней. Ещё одна поправка вводит обязательный досудебный порядок разрешения споров. Таким образом, если потерпевшему не нравится работа страховщика, то сразу пожаловаться на него в суд нельзя. Сначала нужно написать жалобу в саму страховую компанию, которая обязана ответить на неё в течение пяти дней. Только после такого обращения в страховую компанию клиент сможет обратиться в суд. Стоимость ОСАГО с 1 сентября 2014 года не изменится. Это случится позже – с 1 октября 2014 года, когда начнут действовать и другие изменения в законе. Планируется, что тарифы не повысятся более чем на 30% единовременно.
Напомним, что с 1 июля 2003 года, в соответствии с федеральным Законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», все водители ежегодно, хочется им того, или нет, обязаны раскошеливаться на полис ОСАГО. За появление на дороге без этого документа автовладельцу грозит штраф до 800 руб. и снятие государственных номеров. До недавнего времени проблем с оформлением «автогражданки», как именуется в народе полис ОСАГО, не было: страховой агент готов был примчаться в любое место города по первому звонку клиента. Злоключения липецких водителей начались в октябре прошлого года, когда многие из них столкнулись с невозможностью застраховать свою машину по причине отсутствия в страховых компаниях бланков полисов. А там, где они были, их предоставляли с дополнительными услугами за дополнительную плату.

– Например, в дополнение к полису ОСАГО гражданину предлагалось застраховать жизнь или здоровье, – поясняет Татьяна Ткачёва, старший помощник прокурора области. – Только за время работы «горячей линии» к нам поступило более 300 жалоб. В связи с чем была организована внеплановая проверка. По выявленным нарушениям, а их было немало, возбуждались административные дела, вносились представления.

Проблемой заинтересовались и в региональном управлении Федеральной антимонопольной службы.

– Мы провели анализ рынка страховых услуг в Липецкой области и выяснили, что доминирующее положение на нём занимает «Росгосстрах», – говорит Людмила Черкашина, заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках. – В адрес руководства компании было направлено предупреждение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства, выражающегося в навязывании добровольного страхования. Однако жалобы продолжали поступать, тогда мы были вынуждены прибегнуть к более жёстким мерам.

ФАС возбудило административное производство и выдало липецкому «Росгосстраху» предписание с требованием устранения нарушений федерального закона «О защите конкуренции». Но после этого мало что изменилось.

А вдруг вы умрёте?

На днях к нам в редакцию обратился липчанин Николай Аксёнов и рассказал историю о том, как он пытался на днях застраховать свою машину. Сначала мужчина пришёл в ту компанию, клиентом которой давно является.

– Сейчас количество бланков ОСАГО у нас очень ограничено, поэтому мы оформляем полисы только по предварительной записи, – ответили ему в офисе «АльфаСтрахования».

– И сколько же придётся ждать? – поинтересовался он.

– Примерно месяц, – ответила девушка в окошке.

Но месяца в запасе у Николая не было – действие полиса заканчивалось через два дня, а без него за руль не сядешь. Тогда мужчина решил попытать счастье в другой страховой компании. В «Росгосстрахе» оформить полис согласились, правда, запросили за свои услуги чуть ли не в два раза больше, чем обычно.

– Ваша страховка обойдётся вам в 6 600 рублей, – ошарашила менеджер компании.

– А почему такая большая сумма? – удивился Николай.

– Это полис плюс страхование жизни, – объяснила девушка.

– Но я не хочу страховать жизнь. Это обязательно?

– Дорожное движение очень опасно для жизни человека, – принялась убеждать его менеджер, ни в какую, по словам липчанина, не соглашаясь продавать полис ОСАГО без дополнительной опции.

Но на таких условиях Николай оформлять «автогражданку» отказался. Мужчина объехал ещё несколько страховых, но везде та же история. Наконец, после долгих мытарств, удача ему улыбнулась. В одой из компаний Николаю согласились оформить полис

ОСАГО без дополнительных услуг. Правда, прежде ему пришлось отстоять огромную очередь. Оказалось, что в городе это чуть ли не единственная компания, которая не навязывает дополнительные страховки.

Выходит, что оформить ОСАГО без «нагрузки» всё–таки можно, правда, для этого придётся потратить изрядное количество времени и нервов. Куда проще пойти в первую попавшуюся страховую и заплатить сколько требуется.

Видимо, так и рассуждает большинство водителей: «Сегодня заплачу на три тысячи больше, зато год буду ездить спокойно», тем более, если завтра истекает срок действия полиса – тут уж не до поисков справедливости. Этим и пользуются недобросовестные страховщики.

Теперь не навяжут!

Мы обзвонили несколько страховщиков с целью выяснить причины их подобного поведения, но разговаривать с нами те наотрез отказались. Ходят слухи, что компании идут на различные ухищрения, чтобы компенсировать убытки, которые якобы они терпят, осуществляя выплаты по ОСАГО. Тем более, что с 1 октября, согласно принятым 21 июля поправкам в закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», максимальная выплата за причинённый потерпевшему имущественный вред составит 400 тысяч рублей. А с 1 апреля 2015 года увеличится компенсационная выплата за причинение вреда жизни или здоровью – до 500 тысяч рублей.

Вот и отыгрываются страховщики на автовладельцах как могут, пользуясь незнанием последними законов. А в кодексе РФ об административных нарушениях в статье 15.34.1 чётко сказано, что «должностные лица, допустившие необоснованный отказ от заключения договора страхования либо навязавшие дополнительные услуги при заключении договора обязательного страхования, наказываются штрафом в размере 50 000 рублей».

– Данная статья действует с 1 сентября, – поясняет Ольга Каширина, и. о. старшего помощника прокурора области по правовому обеспечению и взаимодействию с общественностью. – Дела об административных правонарушениях данной категории рассматриваются Банком России и, в частности, руководителями территориальных подразделений Центрального банка Российской Федерации, в компетенцию которых входят вопросы в области надзора и контроля в сфере финансовых рынков.

Правда, и самим водителям не стоит сидеть сложа руки. Если нарушаются права, идите и жалуйтесь в контролирующие органы, советуют специалисты. Помните, что страховые компании не вправе требовать заключения какого–либо договора добровольного страхования, так как добровольное страхование является правом владельца транспортного средства, а не его обязанностью.

Не тяните «до последнего»

Людмила Черкашина, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области:

- Есть мнение, что в последнее время страховые компании активно лоббируют повышение стоимости полиса ОСАГО, поскольку им кажется, что он убыточен и не покрывает всех расходов на страховые выплаты. Однако доказать сговор страховщиков достаточно сложно. А владельцам транспортных средств я бы посоветовала: чтобы впредь избежать ситуаций с навязыванием услуг, нужно вовремя обращаться в офис продаж страховых компаний, проходить техосмотр и подавать необходимые документы. Если же собственник транспортного средства «до последнего» затягивает оформление ОСАГО, то недобросовестный агент может попытаться использовать это в своих интересах.

Не поддавайтесь на уловки

Станислав Буряков, известный липецкий блоггер, автовладелец:

- Такая проблема существует повсеместно. На сегодняшний день многие страховые компании закрылись. А те фирмы, которые остались работать на страховом рынке, пользуясь ситуацией, стараются выбить с автовладельцев по максимуму. Ведь в некоторых регионах ОСАГО является убыточным для компаний, вот страховщики, чтобы компенсировать убытки, и идут на различные уловки и ухищрения. Навязывают потребителям разные ненужные услуги: страхование жизни, жилья, здоровья. Но людям стоит помнить, что это добровольный вид страхования, соответственно, если вы не хотите его оформлять, обязать вас никто не вправе.

Требуйте ответа!

Кристина Акопян, юрист Липецкого областного объединения потребителей «Защита»:

- Сегодня достаточно распространённая ситуация, когда клиентам, желающим застраховать автомобиль, «в нагрузку» предлагается заключить ещё и договор страхования жизни или здоровья. Если автовладельцам подобная услуга не нужна, как правило, следует отказ в оформлении договора ОСАГО. Однако в статье 16 закона «О защите прав потребителей» чётко сказано, что такие действия являются противоправными. Но вину страховщика после заключения договора доказать сложно. Поэтому я бы посоветовала сделать следующее: когда у вас подходит к концу страховка, вы можете обратиться в страховую компанию с заявлением, в котором пишите: могу ли получить ОСАГО без страхования жизни? И уже в зависимости от ответа следует принимать какие-то решения. Если ответ будет положительным, а, скорее всего, так и будет, страховщикам трудно будет что-то вам навязать.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах