Примета последнего времени - повышение цен на многие товары. Но если в чём-то из продуктов или предметов быта можно себе отказать, то как быть с лекарствами? Ведь кому-то они жизненно необходимы.
Цены не остановить?
- Когда ещё куплю - только с пенсии. А у меня больное сердце, суставы, - жалуется Александра Пахомова, пенсионерка. - Без таблеток никак не обойтись.
Услышав нас, в разговор вступает ещё одна покупательница. Анна Егорова - многодетная мама:
- У меня трое детей, периодически кто-нибудь из них да болеет. Чтобы купить ребёнку жаропонижающие, противовирусные и витамины, приходится раскошелиться, не экономить же на их здоровье?
А вот что говорят те, кто продают лекарства.
- Цены поднялись в среднем на 20%, - комментирует Арина Суворова, фармацевт одной из сетевых аптек города. - Но одни лекарства практически не подорожали, а другие поднялись в цене в разы. К примеру, всем знакомый «Альбуцид», стоивший 20 руб., теперь стоит 70. А «Алфлутоп» - 1800, вместо 1200.
По словам фармацевтов, в подорожании виноваты поставщики и фармзаводы. Накрутка аптек осталась неизменной - около 5%.
Ситуация осложняется и тем, что некоторые лекарства пропали с прилавков. Так, копеечного «Аспаркама» в аптеках не видели уже несколько месяцев, зато ассортимент пестрит различными дженериками. Но они стоят в десятки раз выше, чем известный препарат.
Надеяться на совесть
Возможно ли отрегулировать фармацевтический рынок? В региональном Росздравнадзоре уверяют, что ситуация с отсутствием тех или иных лекарств в регионе не критичная и дефицита не предвидится.
- Что касается «Аспаркама», проблема в том, что большая его часть производилась на украинских заводах, - поясняет Виталий Тихонов, врио руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения. - На российских он также производится, просто не успели оперативно среагировать и увеличить его выпуск.
Но нужно понимать и то, что новые партии аптеками будут закупаться по другим ценам.
- Если цены на лекарства из списка жизненно необходимых лекарственных препаратов (ЖНЛВП) государство регулирует, то на все другие формируют спрос и предложение, - делится Виталий Анатольевич. - Цена зависит от курса валют, а поставщики и аптечные сети могут установить любую наценку на такие лекарства. Но на совещаниях, проходящих в регионе, рекомендовано не поднимать её выше 30-40%.
Получается, цены на большинство препаратов держатся лишь на совести поставщиков и аптекарей. А можно ли рассчитывать на эту совесть?
- Мы проводим ежедневный мониторинг цен на лекарственные препараты, - говорит Лариса Жданова, зам. начальника управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области. - И видим, что цены поднимают не только производители и поставщики, но и владельцы аптек. Самых недобросовестных приглашаем на совещания, на которых всё детально разбираем. Многие идут на контакт и снижают цены.
Других рычагов воздействия на аптеки, кроме как уговоров, у власти нет.