Поделили пополам
«Такая льгота будет распространяться не только на муниципальный транспорт городских и пригородных маршрутов, но и на коммерческий, то есть маршрутки, — отметил начальник управления социальной защиты населения области Сергей Орусь. — Ежемесячно единый проездной билет обходился гражданам в 350 руб. Он был выгоден только для тех, кто много ездит в общественном транспорте. И как показывает практика, пользовались проездными меньше половины льготников».
Плюс такие билеты часто подделывали. С льготными картами, уверяют чиновники, такой фокус не пройдёт. Они будут именными и с фото. Так что передать их другому лицу или переоформить на кого-то не получится. Кроме того, они будут отличаться цветом: красные — для инвалидов I группы и детей-инвалидов с сопровождающим лицом, жёлтые — для детей из многодетных семей и Почётных граждан области, зелёные — для всех остальных льготников. Действовать карты будут бессрочно, всё, что нужно — их пополнять. Для этого по всему городу установят терминалы: на авто и Ж/Д вокзалах, в банках, магазинах, на конечных остановках.
Транспортная «реформа» коснётся каждого четвёртого липчанина — это более 280 тыс. человек. Именно такое количество льготников проживает в регионе.
Кто сэкономил?
Однако у любой медали две стороны. Социальный проездной был безлимитным, то есть льготник мог ездить по нему сколько угодно. А с 1 июля ему придётся считать, чтобы не накатать «лишнего».
«Я — простая пенсионерка с маленькой пенсией. Проездной билет очень выручал. Когда надо съездить в поликлинику, на рынок или в аптеку — не думала, собиралась и ехала, — говорит инвалид II группы Алевтина Антонова. — Ходить мне тяжело, поэтому даже небольшое расстояние в одну-две остановки старалась преодолевать на автобусе. Боюсь посчитать, во сколько мне теперь это обойдётся…»
А мы всё же посчитаем. Каждый день по две поездки на маршрутках — уже 510 руб. в месяц. И это без пересадок и только по городу. Пригород — ещё дороже.
«С маршрутками это они хорошо придумали, — рассуждает ветеран труда Анатолий Корабельщиков. — Но вот остальное… То я мог сесть в автобус и проехать остановку бесплатно, а тут ещё подумаешь: платить 8,5 руб. или идти пешком. По-моему, депутаты, придумавшие такие правила, на нас решили попросту сэкономить, а подали всё под видом великого блага».
Ещё одна проблема — получить транспортную карту: липчане жалуются на немалые очереди в соцзащите. Не удивительно, ведь желающих уже более 27 тысяч. Специалисты просят потерпеть и советуют приходить после обеда: тогда народу поменьше.
С собой, кстати, нужно иметь паспорт, пенсионное удостоверение, СНИЛС и документы, подтверждающие право на льготу (для детей — ещё свидетельство о рождении, справки с места жительства и учёбы). Получают карту там же — в органе соцзащиты по месту жительства или отделении Сбербанка (для получателей зелёных карт). На её изготовление требуется до 20 рабочих дней. Услуга эта бесплатная.