За этот, казалось бы, небольшой срок учебное заведение уже многого достигло. Все последние годы оно неизменно входит в число лучших школ города и области.
Дошли до «М»
История школы началась в трудные 90–е годы. Распад Союза, многомесячные задержки зарплаты, забастовки рабочих… Но, несмотря ни на что, детей надо было учить, и учителя с родителями прикладывали все силы, чтобы школа 1 сентября открыла двери ребятам. В то время многие объекты в стране сдавались с недоделками, незавершёнными. Но одно дело, когда речь идёт о каком–нибудь универмаге, и совсем другое – о месте, которое должно стать детям «вторым домом».
– Пришлось серьёзно потрудиться, чтобы сделать его по–настоящему уютным. Мы подметали, мыли, красили. А сколько строительного мусора вынесли! – вспоминает Вера Трофимова, учитель русского языка и литературы. – Но, конечно, сами бы мы не справились – без детей и родителей. Они нам во всём помогали. Да что там говорить, практически всю мебель для средних и старших классов ребята собрали своими руками. 31 августа мы разошлись уже после десяти вечера, усталые, но довольные – успели!
1 сентября на торжественной линейке было тесно от первоклашек. Первый «А», первый «Б», первый «В»... и так до буквы «М». Чтобы распределить детей, учителям пришлось не только задействовать приличную часть русского алфавита, но и применить на практике познания в математике. Нужно было всё точно рассчитать, а потом расчертить школьный двор так, чтобы он смог вместить всех виновников торжества. Однако за парты в этот день сели не все. 9– и 10–классники ещё целый месяц убирали урожай в совхозе «Дружба». Свой урожай был и в школе. На четвёртом этаже ребята под руководством учителя биологии Галины Мещеряковой соорудили теплицу, где круглый год выращивали зелень и овощи.
– Чего там только не было – даже урожай лимонов собирали! –продолжает Вера Ивановна. – А вокруг школы всеми цветами радуги цвёл цветник.
Воспитание искусством
С первого дня в школе работают учителя Вера Трофимова, Наталья Альшова, Ирина Дюкова. Они с теплотой вспоминают то время – время романтики, время экспериментов. Один из них как раз проходил здесь, в 70–й. Суть его заключалась в том, чтобы «соединить несоединимое»: общеобразовательную школу и школу искусств.
– Помимо обычных были хореографические и вокальные классы. Дети в них занимались по особой программе, – рассказывает Ольга Карякина, учитель музыки и искусства. – И успехи не заставили себя долго ждать. Уже на следующий год мы взяли первое место на фестивале «Жар–птица». А скоро ребята выбились в лидеры почти по всем предметам: вот такие были результаты! Но главное – у детей горели глаза, так они были увлечены тем, что делают.
Потом их опыт переняли другие учебные заведения. Кстати, о других: вскоре 70–й школе пришлось потесниться в буквальном смысле слова. По соседству с ней открылась ещё одна – 71–я. Открыться открылась, а вот само здание оказалось не готово и ещё год достраивалось.
– На это время нас «приютили» соседи, – вспоминает Марина Плотникова, учитель начальных классов, которая в числе первых вместе с коллегами Ириной Литавриной и Ириной Миляевой пришла учить детей в новую школу. – Сложный был период, но интересный. Сложный, потому что занятия проходили в 3 смены, урок длился 20 минут. Но зато мы научились работать в атмосфере дружбы и взаимопонимания. А через год открыли для учеников двери «собственного дома». Тогда мы ещё не знали, что однажды будем снова работать вместе.
Каждая школа шла своим путём, который подсказывало ей руководство. У руля учебных заведений в разные годы стояли Галина Эськова, Елена Думчева, Александр Уразов и Татьяна Игрунова. Каждый из них по–своему руководил вверенным ему учреждением, но все стремились к одному – чтобы школа развивалась и процветала.
Три в одном
Час «икс» для обеих школ настал в 2012 г.: из двух учебных заведений сделали одно. Так в Липецке появился уникальный образовательный комплекс, объединивший в себе сразу все уровни образования: дошкольное, начальное,основное и среднее общее.
– Мы в свою очередь постарались не просто сохранить лучшие традиции, заложенные нашими предшественниками, но и значительно их приумножить, – говорит Ольга Прокопенко, директор СОШ № 70, депутат Липецкого горсовета V созыва. – Сегодня палитра наших образовательных услуг такова, что дети всегда могут выбрать для себя что–то подходящее.
В школе работают кружки и спортивные секции: баскетбола, волейбола, гимнастики, мини–футбола, фитнеса. Ребята поют, танцуют, занимаются наукой, участвуют в олимпиадном движении, ученическом самоуправлении. Об успехах школьников говорят их многочисленные победы в спортивных соревнованиях, творческих и интеллектуальных конкурсах. За 25 лет школа выпустила немало «золотых» и «серебряных» медалистов.
– Успехи наших бывших и нынешних учеников доказывают, что мы идём в правильном направлении, – подводит итог Ольга Радомировна. – Но, многого достигнув, мы и сегодня не останавливаемся: активизируем работу с одарёнными детьми, вовлекаем их в научно–исследовательскую работу, уделяем серьёзное внимание воспитанию, активно сотрудничаем с вузами – планируем на нашей базе организовать работу кафедры физкультуры ЛГПУ.
В то же время школа – это центр культурной и общественной жизни района. Многие мероприятия здесь проводят вместе с жителями: субботники, праздники. А недавно во дворе учебного заведения открыли мемориальный знак дважды Герою Советского Союза М. Е. Катукову. Помогли свершиться этому историческому событию глава города Липецка Сергей Иванов и депутат Госдумы Михаил Тарасенко. Он же предложил пойти дальше и присвоить школе имя прославленного советского маршала. Это стало бы хорошим началом нового этапа в её истории.