Примерное время чтения: 6 минут
140

Пой-бабушки. Как липчанки оберегают национальные ценности?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. АиФ-Липецк 21/09/2016

Служим России!

– Светлана Николаевна, недавно ваш ансамбль вернулся с престижного фестиваля «Битва хоров», где получил диплом «За сохранение и развитие национальных песенных традиций». Тяжело ли далась награда?

– Нам не привыкать выступать – мы не раз покоряли залы Центральной России, стран ближнего зарубежья, выступали даже в Венеции. У ансамбля много наград, грамот, дипломов. Мы не боимся сцены, девочки умеют собраться, взять себя в руки в нужный момент. У нас замечательный концертмейстер – Марк Шеврикуко. Но, несмотря на это, нам было очень тяжело. Тяжело морально. Ведь наш ансамбль небольшой – на фестиваль «Битва хоров» приехало всего 13 человек, а коллективы соперников были почти в два раза больше. Но ничего, собрались, выступили, и даже диплом получили.

– Наград «Посиделок», действительно, не перечесть, а как начинали, почему заинтересовались фольклором?

– С народной жизнью, её традициями я познакомилась ещё в детстве. Мы жили при сокольской школе, где преподавала мама. И каждый вечер я наблюдала, как после заводских смен уставшие девчонки надевали единственные платья, босиком шли к школе на пятачок, и уже там обтирали ножки и обувались. На этом пятачке молодежь пела, плясала, там формировались пары, которые потом создавали семьи. В это время я получила и первые уроки педагогики, пока сидела в классе, где работала мама, которые в дальнейшем помогли мне в организации  ансамбля. Но понимание того, что традиции необходимо бережно хранить, пришло позже – в комсомольские годы. А воплощать это понимание в жизнь я смогла, лишь устроившись на завод, начав собирать ансамбль.  И вот уже 58 лет наш коллектив служит России – по–другому я и сказать не могу, все мы служащие, храним традиции нашего народа, культуру, родной язык – то, без чего нет нации.

– У ансамбля очень богатый репертуар, как вы его собирали?

– Мне с детства мама говорила, когда я сталкивалась с какими–то сложностями: «Возьми книгу, там всё написано». Именно по книгам, фольклорным сборникам мы начинали работать. На выступлениях, в поездках – учились у других хоров, перенимали опыт. А потом стали  ездить по сёлам Липецкой области – собирать материал. Помню, зима, снег, а мы на лошадях едем в деревню, находим бабушек–певуний, записываем их песни.

Душой светлеешь

– Наверное, во время экспедиций узнали много интересного?

– Конечно, каждая деревня, в которую мы приезжали, открывала всё новые сокровища народной культуры, проливала свет на традиции, жизнь простых людей. У народа на любой случая была песня, притча или частушка. Частушка – вообще уникальный жанр, сколько мудрости люди умещали в четырёх строчках, вот послушайте:

Захотела выйти замуж,

Да раздумала опять:

Нарожаю ребятишек,

Всю картошку поедят.

В России всегда народ жил бедно, но, несмотря ни на что, не унывал. Об этом хорошо говориться в притче о Татаро–Монгольском иге. «Вернулось войско с данью, и хан спросил воинов: «Ну как там» – «Плачут», – ответили воины. Он второй раз послал их за данью. И снова спросил – опять «Плачут». В третий раз послал хан воинов, а когда те вернулись, узнал, что на Руси песни поют. Вот тогда хан сказал – хватит. Больше за данью не поедем». Это говорит о том, что когда народ доведён до ручки, он обращается к песне, не зря ведь говорят, что она и жить, и строить помогает.

– А какие песни преобладали в наших краях?

– Фольклор мешками не измеришь. Нельзя сказать, какие преобладали. У нас было всё: и лирические, и военные, и обрядовые... Каждая из них – целая  история, которая учит чему–то хорошему, доброму, гуманному. Любая песня – кладезь мудрости.

По сенюшкам, да

по сенничкам, по новым

Она ходит, похаживает,

молода жена – боярыня

Какие слова – «молода жена – боярыня»,  а сейчас как женщин называют? – Ужас. Когда слушаешь народные песни, отстраняешься от современной распущенности, светлеешь душой.

Встань, проснись,

ты мой милый друг,

Пробудись, ты надёжа моя.

Молодая жена называет супруга «надёжа моя». Вот он, глубинный смысл семьи, о котором многие, к сожалению, забыли. Муж – надежда, спасение от сложностей. Я помню в детстве, в годы голода, дедушка приехал днём на обед, а бабушка ему говорит: есть нечего, совсем. Тогда он взял мешочки и ушёл, а вечером и картошки принёс и пшена – вот она «надёжа». Песенная мудрость передавалась из поколения в поколение. Наши предки хранили её веками.

– Теперь её храните вы, но есть ли у вас кому её передать?

– За преемственность мы не переживаем, у нас есть талантливая певица и педагог – Ирина Каковкина. Она создала собственный детский фольклорный ансамбль «Школа народного пения». И таких ансамблей в городе много. Что говорит об интересе подрастающего поколения к народному творчеству. Это заметно и по нашей аудитории на концертах – много молодежи. Идём между лавочек, обязательно кто–то скажет: «Молодцы!» Многие с нами фотографируются – значит, интерес жив. И, я считаю, в этом вопросе Липецку повезло – у нас фольклору уделяют серьёзное внимание.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах