Лучше не дышать
Жители поселка Тракторостроителей лишились покоя шесть лет назад — с тех пор, говорят, как запустили седьмую доменную печь. Теперь мимо их домов ежедневно курсируют КамАЗы, гружённые металлургическими отходами. Особенно «достаётся» улицам 3 Сентября, 1-й Воронежской и Чехова. Иногда в день по ним проезжает до 400 машин грузоподъёмностью свыше 60 тонн, вконец разбивая и без того «убитые» дороги.
Но это ещё полбеды. От постоянной вибрации по домам пошли трещины. Люди пытаются хоть как-то спрятать их за сайдингом. И если это им ещё удаётся, то пыль от перевозящих шлак машин видна повсюду.
«Жить невозможно, утром встаёшь — все подоконники серые. В огородах ничего не растёт, бельё на улице мы уже давно не сушим, — рассказывает жительница ул. 3 Сентября Хелла Тимофеева. — Да и вообще стараемся без надобности во двор не выходить. Но и дома находиться невозможно. Посмотрите, чем мы дышим (женщина прямо с дороги зачерпывает рукой мелкий серый песок — это и есть шлак)».
Несколько раз здесь были экологи, проводили замеры и обнаружили превышение ПДК по пыли в 2-3,5 раза. Не трудно представить, какой вред это наносит окружающей среде и здоровью людей. Уже не говоря о том, что жить в разрушающихся домах просто опасно.
Жители провели собственное расследование и выяснили, куда ведёт «шлаковый след». По их словам, главные поставщики металлургических отходов — 6-я и 7-я доменные печи НЛМК. Однако на комбинате уверяют, что к деятельности шлакоперерабатывающих предприятий не имеют никакого отношения.
«Мы уже с января 2015 года не отгружаем им несортированный шлак. Чтобы переработать его, используем собственное оборудование», — сказали в пресс-службе НЛМК.
Но у жителей эти слова вызывают лишь горькую усмешку. Откуда же, мол, тогда взяться отходам, ведь других таких металлургических производств в городе нет?
И как ещё объяснить, что в сторону доменных самосвалы идут пустые, а возвращаются под завязку забитые шлаком? Его везут прямо на полигон — там его целые горы, затем дробят и сортируют на фракции. Самое ценное — скраб — отделяют и перепродают, а мелким щебнем отсыпают дороги или используют в строительстве. Всё, что остаётся, зачастую просто вывозят в лес, отравляя не только воздух, но и землю. Такой бизнес приносит своим владельцам миллионные доходы.
«Нам сказали, что один тонар скраба стоит около 1,7 млн руб., а в сутки их здесь проходит до 20, — говорит председатель уличкома 1-й Воронежской Людмила Мисюченко. — Как вы думаете, когда на кону такие деньги, будут они считаться с жителями?»
Неистребимые
Люди пишут в разные инстанции, но толку пока никакого — шлакопереработки закрывают, а через какое-то время они открываются вновь — уже под другими названиями. Поймать «монстра» за хвост удалось в 2014 году. Тогда природоохранная прокуратура провела ряд проверок и установила организации, которые занимаются сортировкой шлака.
«Таких незаконных предприятий было три. Мы привлекли их к административной ответственности и через суд добились, чтобы их деятельность запретили, — пояснил липецкий межрайонный природоохранный прокурор Дмитрий Чурсин. — Однако от жителей продолжали поступать жалобы. Поэтому в мае-июне этого года мы организовали дополнительные проверки, чтобы выявить все фирмы и частные лица, занимающиеся подобными делами. Вопросов много, в том числе и к городской власти. Например, кто и зачем выделял предпринимателям эту землю, почему она используется не по назначению. Всё это нам предстоит выяснить».
В администрации уверяют, что разрешение на шлакопереработку в этом месте никто не давал, а землю предоставляли совсем под другие цели. Когда-то давно предприниматели обещали построить там склады, потом — теплицы и экспериментальный цех. Но видимо, эксперимент не удался.
«Мы всегда стараемся поддерживать бизнес, но его деятельность не должна вступать в противоречие с законом, — заявил на недавнем совещании, посвящённом как раз этой проблеме, заместитель главы Липецка Андрей Шорстов. — Поэтому мы вынуждены принять самые решительные меры. В ближайшее время шлакоперерабатывающее производство проверит межведомственная комиссия. А департамент дорожного хозяйства и благоустройства вместе с ГИБДД рассмотрит возможность установки на этом участке дороги знаков, ограничивающих максимальную скорость движения и допустимую нагрузку».
«Почему этого не сделали раньше? — недоумевают жители. — Ведь движение здесь просто ужасное. Дорогу переходить страшно: ни «зебры», ни светофора, машины со шлаком несутся с бешеной скоростью, а у многих дети».
Прав прокурор, вопросов, в этом «грязном деле», действительно, много. Когда же последуют ответы? И главное: кто и когда избавит жителей и без того экологически неблагополучного района от «шлакового кошмара»?
«АиФ-Липецк» будет следить за развитием ситуации.