Примерное время чтения: 6 минут
357

Опасные сети. Как не стать жертвой кибер-мошенников?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. АиФ-Липецк 17/02/2016

Сколько бы полиция не боролась против разного рода мошенников, число людей, желающих обогатиться за чужой счёт, не уменьшается. А во времена кризиса, кажется, их становится только больше. 

Заманчивое предложение

Сергей решил купить автомобиль. Мужчина просматривал объявления на одном из популярных интернет–сайтов, пока не наткнулся на интересное предложение.

комментарий
Елена Бычкова, замдиректора Института психологии и образования по учебной работе, старший преподаватель кафедры психологии: - Мошенники - очень хорошие психологи и манипуляторы. Сначала любыми способами они пытаются войти к человеку в доверие, а потом, незаметно для него, направить разговор в нужное им русло. Поэтому если вы интуитивно чувствуете, что вас куда-то «уводят» или подгоняют - а это первый сигнал того, что перед вами может оказаться мошенник, - скажите себе «стоп». А для этого надо быть немножко «над ситуацией». Когда мы позволяем себя вести, мы становимся более управляемыми. Всего лишь несколькими словами, сказанными в определённой последовательности, мошенник может ввести нас в транс. Не позволяйте этого делать, ломайте схему: не слушайте, что говорит он, начинайте сами задавать вопросы. Можно давать много советов, как не попасть на «удочку» аферистов: не покупать ничего с рук, не совершать сделки в одиночку, не вестись на заманчивые предложения, но, пожалуй, самый главный - научиться доверять себе, чаще прислушиваться к своему внутреннему голосу и не забывать включать внутреннего критика.
– Машина по описанию мне понравилась, цена тоже, – рассказывает он. – Я позвонил по указанному телефону. Продавец подтвердил, что всё реально. А на вопрос: почему так дёшево, ответил, что ему срочно нужны деньги на лечение ребёнка. Прозвучало это очень убедительно.

Правда, одним из условий сделки была 50–процентная предоплата. Владелец авто попросил Сергея перечислить на карту половину суммы, а вторую половину – передать после оформления договора купли–продажи. Тот просьбу выполнил и вскоре решил перезвонить, чтобы договориться о встрече, однако продавец больше трубку не брал.

Николай также попался на удочку кибер–мошенников.  Мужчина заказал в Интернете два газовых котла на общую сумму порядка 120 тыс. рублей. Деньги перечислил на расчётный счёт, предварительно обговорив условия доставки. Но товара так и не увидел. Когда же он попытался зайти на сайт, то оказалось, что он уже не работает.

Светлану тоже пытались обворовать, но её история в отличие от двух предыдущих закончилась благополучно. Девушке на телефон пришло смс–сообщение о том, что её карта заблокирована.

– Внизу был указан номер, по которому необходимо перезвонить, – вспоминает она. – Я набрала его, мне ответил приятный женский голос. Представившаяся сотрудницей банка. Сказала, что мне необходимо проследовать к ближайшему банкомату, вставить в него карту и набрать определённую комбинацию цифр. Я бы так и сделала, если бы в этот момент у меня на телефоне не сел аккумулятор. Но на всякий случай я решила сходить к банкомату и проверить карту. Оказалось, с ней всё в порядке.

Магазины–двойники

– Мошенники сегодня осваивают новые области, в том числе и Интернет, – говорит Тимур Мирзоходжаев, капитан полиции, старший оперуполномоченный управления уголовного розыска УВМД России по Липецкой области.  – Чаще всего они размещают фиктивные объявления о продаже тех или иных товаров с заманчивыми скидками. Но иногда даже создают целые сайты – клоны популярных интернет–магазинов.  Причём отличие адресов может быть всего в одном символе, а отзывы взяты с оригинального сайта, чтобы жертва ничего не заподозрила.

Набирает сегодня обороты и  ещё один способ мошенничества. К примеру, размещает человек в Интернете объявление о продаже дома. Вскоре ему раздаётся звонок: звонящий говорит, что дом ему очень понравился, и он хотел бы прямо сейчас внести за него аванс.  Продавец счастлив и в порыве радости сообщает «покупателю» номер банковской карты и свои паспортные данные. Далее мошенник якобы для того, чтобы осуществить перевод средств, просит продиктовать код из смс–сообщения, который приходит гражданину на телефон. Получив его, аферист получает доступ ко всем счетам жертвы. А дальше уже дело техники.

– По–прежнему распространены телефонные мошенничества, – продолжает Тимур Ибрагимович. – Злоумышленник звонит жертве и, представляясь родственником, говорит, что попал в беду: сбил человека, задержан с наркотиками и прочее. Далее в разговор включается якобы сотрудник полиции и предлагает «решить» проблему за определённую сумму денег. Чаще всего мошенники просят перевести её на расчётный  счёт, иногда предлагают передать их «доверенному лицу». Встревоженные близкие, как правило, тут же бросаются выполнять указания аферистов, и только потом догадываются позвонить родственнику. Так лишилась денег 73–летняя липчанка. Она передала мошенникам за «спасение» зятя 20 тыс. рублей.

Не по–соседски

Большинство  телефонных и интернет–аферистов «орудуют» из других регионов. Причём часто – из мест не столь отдалённых. Так, в прошлом году сотрудники липецкого угрозыска задержали преступную группу «телефонных» мошенников, которые, находясь в исправительных учреждениях Самарской области, «разводили» на деньги жителей Липецкой области. 

Действовали злоумышленники следующим образом: они созванивались с жертвами и договаривались о «сделке». А деньги забирал «курьер» – житель Липецка, он же  переводил их преступникам на банковские карты и телефонные номера.

– Все лица установлены, сейчас ведётся следствие. На сегодняшний день известно о 21 эпизоде, совершённом предположительно данной группой лиц, – говорит Тимур Мирзоходжаев. – А всего в прошлом году в Липецкой области с помощью Интернета и телефонной связи было совершено около 200 преступлений.

То есть практически через день кто–то из липчан становился жертвой мошенников. Впрочем, есть и хорошая новость – больше половины преступлений подобного рода раскрываются. Правда, небыстро.

–  Основная сложность в раскрытии телефонных и интернет–мошенничеств состоит в том, что совершаются они чаще всего дистанционно: люди не видят друг друга, общаются посредством сотовой связи или Интернета, – продолжает капитан полиции. – А после совершения преступления  абонентские номера, по которым велись переговоры, перестают отвечать, сайты работать, денежные же средства, переведённые на счета, оказываются обналичены посредством банковских карт, зарегистрированных на лиц без определённого места жительства. Установить владельца карты не составляет особого труда, вот только никакого отношения к преступлению он не имеет.

Кроме того, не всегда потерпевшие сразу обращаются в полицию. Многие до последнего не верят, что их обманули. А время играет преступникам на руку.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах