Примерное время чтения: 7 минут
868

Глиняная сказка. Об игрушке с вековой историей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. АиФ-Липецк 30/09/2015

Из года в год, из века в век талантливые мастера передают секреты создания игрушки. Чем она уникальна? И почему важно сохранить промысел? Мы узнали это у Ольги  Волокитиной, народного мастера, заместителя директора Центра Романовской игрушки.

История в образах

– Ольга Леонидовна, что делает романовскую игрушку особенной?

– Романовская игрушка имеет очень глубокие исторические корни. Её появление связано с возникновением города Романова (сегодня с. Ленино и с. Троицкое – Ред.)  в  1613–14гг. Этот город построил дядя царя Романова Иван Никитич . Окрестности были богаты залежами глины,  что дало начало гончарному делу и промыслу романовской игрушки. В археологических раскопках было найдено много игрушек той эпохи. Но это только одно историческое направление романовской игрушки. Другое – образы 19–начала 20 веков, связаны с семьёй Митиных. Они хранятся в нашем краеведческом музее, в исторических  музеях Москвы, Санкт–Петербурга. И третье направление – последнего потомственного  мастера Ивана Федоровича Гункина. Его образы очень своеобразны. Многие из них не повторяются ни в археологии, ни в музеях, они лично его – авторские. Но также имеют право называться романовскими. Наш центр работает с образами всех 3–х исторических направлений.

– Какие они, романовские образы?

– Наиболее типичные из самых ранних – образы птиц и животных. Очень интересный и архаичный образ – жаворонок – символ весны. Известно, что именно с прилётом этой птицы начинались все весенние полевые работы. Любопытен образ барана. На груди животного нарисованы хлебные веточки, на спине – вспаханное поле, солнышко и линии, напоминающие воду. Баран символизирует плодородие. И вот почему: раньше сеяли вручную, всходы были частые, а ранней весной выгоняли  на зеленя козликов или баранчиков с острыми копытцами, и происходило естественное разреживание, что повышало урожай. Возможно, именно необычный способ разреживания сохранен в орнаменте романовского барана. Середину XIX – начало XX вв. олицетворяют барышни, запряжённые тройки, которые появились в нашей игрушке под влиянием  расцвета липецкого курорта минеральных вод. Интересны и авторские образы. Так, в женском образе романушки, берегини домашнего очага Ивана Гункина нашел отражение традиционный свадебный костюм (крой рубахи, юбка, фартук, головной убор). А у Виктора Васильевича Маркина (вторая половина 20 в.) – появляется птица–сирин. В ней очень гармонично сочетается птица и женщина. Голова романушки в головном уборе, ленты, бусы, сзади крылышки с насечками, солярными знаками. Это птица счастья.

– Вы сказали «птица счастья». Есть ли какие–то талисманные свойства у романовских игрушек?

– Однажды на выставке мы подарили одному человеку (у него был день рождения) романовские игрушки и сказали, что индюк – это оберег домашнего очага, романушка – берегиня, олени – символы крепкой семьи, продолжения рода. Через год мы встретились с этим человеком снова. Он был такой счастливый, сказал, что все обереги помогли, они с женой купили квартиру и ждут ребёнка. Может, это совпадение, но  мы в талисманные свойства верим. И нам очень приятно, что в последнее время многие липчане на значимые события в жизни – крестины, свадьбы – покупают романовскую игрушку. Я уверена, что она приносит только добро и тепло. Здесь дело не только в образах, но и в материале – глина очёнь тёплая, и в спокойной ненавязчивой росписи, и в том, что сделанное руками с хорошими мыслями навредить не может.

«Мастерство приходит с годами»

– А как давно вы увлекаетесь романовской игрушкой?

– В 1995 г. я попала в кружок Виктора Васильевича. Тогда я училась в 5–м классе, и это было детское желание попробовать что–то новое. Классу к 9–му я поняла, что это не просто увлечение, а важная часть жизни. Помню, мы выезжали в музеи, на конкурсы и фестивали. Но самой первой и значимой победой для меня стала выставка детского творчества «Гончары России», проходившая в Твери в 2007 году. Там я заняла 3–е место. Это был как бы маленький старт. Потом уже наше творчество оценивали за границей, мы участвовали и в итальянских выставках. Теперь уже надеемся на наших учеников. А среди них много талантов. Например, Яна Харина или Анжелика Волокитина уже сегодня получают призовые места на всероссийских  и межрегиональных фестивалях.

– Тяжело ли научиться этой технике?

–  Основным приёмам можно выучиться дня за 2–3. А вот мастерство приходит с годами.  Есть такая поговорка между мастерами глины:  «Чтобы  стать достойным гончаром, нужно заниматься гончарным делом не менее 15 лет». А мастером–игрушечником – не менее 10 лет. К тому же мы верим: сколько бы мы этим ни занимались, нам много ещё надо изучить и узнать. Бывает, приходишь в музей, казалось бы, всё уже видела, все детали, а всё равно открываются новые секреты.

– А кто чаще увлекается промыслом: дети или взрослые?

– Я бы сказала, 50 на 50. Дети к нам приходят, чтобы провести время в тёплой атмосфере кружка, чтобы пообщаться. У взрослых подход другой. Взять Нину Васильевну Лобееву из Крутых Хуторов, уже на протяжении 6 лет изучала романовскую игрушку. А сейчас уже начинает участвовать в выставках. Так что любовь к  романовской игрушке всем возрастам покорна.

«Осознать своё место в мире»

– Как вы считаете, почему важно сохранить этот промысел?

– Важно сохранить не только наш промысел, а вообще все промыслы, каждого региона. Потому что основа, стержень –  внутри каждого человека.  Если каждый будет знать, насколько это живо, важно, будет знать историю и уметь отличать наш промысел от других, в этом и будет целостность и гармоничность человека. Это поможет осознать своё место в мире, понять, что есть у меня, у моего народа. А сегодняшнее развитие коммуникации обезличивает многие вещи.

– Не только развитие коммуникации, но и техническое развитие. Сегодня ведь можно использовать современные методы изготовления игрушки…

– Нередко нам задают вопрос: «Насколько вы пользуетесь старыми способами в изготовлении игрушки?». Вот именно старыми способами мы и пользуемся. Мы вручную замачиваем глину, вручную её перебираем.  Можно технически ускорить процесс, пользоваться гипсовыми формами, но это убьёт промысел. Мы надеемся, что наша романовская игрушка не пропадёт, как можно дольше сохранит ручной подход. Чего желаю и другим игрушечным промыслам России. Может, только какие–то новые образы появятся. Как, например, в богородской деревянной игрушке: образ медведя, играющего за компьютером. Но, что интересно, технологии изготовления у них остаются ручными, вырезками из дерева.

– Как можно оценить популярность романовской игрушки?

– В последние годы популярность промысла значительно возросла. Если в 2010 г. мы выезжали на фестивали, и многие спрашивали: «Липецк – это Украина?», то сейчас люди узнают нас. Несколько лет назад купили что–то и снова приходят к нам. Благодаря различным фестивалям, которые проводит и наш центр, игрушка приобрела известность. И у многих Липецк уже ассоциируется именно с романовской игрушкой.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах