Примерное время чтения: 8 минут
174

Руководитель детской студии «Поколение ХХI»: «Мечта не должна быть одна»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. АиФ-Орёл 11/06/2014

Большинство её воспитанников связали свою жизнь с телевидением, мир которого им и открыла наша гостья.

Типичная биография

Вадим Коротких, АиФ-Орёл:– Как всё начиналось?

досье
Марина Куликова родилась 8 сентября 1959 года в Орле. В 1983 г. окончила Ленинградский институт киноинженеров. Работала фотографом, замдиректора клуба «Полёт». В 1991-1993 - директор Малого госпредприятия «Русь» по развитию народных промыслов на Орловщине. В1994-1997 гг. - замдиректора муниципального театра «Русский стиль». С 2000 года - педагог дополнительного образования, руководитель детской студии кино и телевидения «ПОКОЛЕНИЕ ХХI» - Орловского областного Дворца пионеров им. Ю. А. Гагарина. Кроме множества дипломов и почётных грамот, награждена Золотой медалью Российского Фонда мира. В марте 2014 года стала победителем городского конкурса «Женщина-лидер».
– Моя биография достаточно типична для советского поколения. Я росла в многодетной семье, где главным была учёба, а самым ценным подарком – книга, занималась в фотокружке, хореографией, лёгкой атлетикой. Была октябрёнком, пионеркой, комсомолкой. Училась на заочном отделении Ленинградского института киноинженеров и работала фотографом прецизионной фотолитографии на заводе им. 60–летия Октября. Там меня выдвинули на комсомольскую работу, а потом пригласили инструктором идеологического отдела в райком КПСС – как раз в 1985 году, когда началась перестройка. Есть, что вспомнить…

– А личная жизнь?

– Работа и была моей личной жизнью. Трудностей не боялась, с детства готовила себя к подвигу – хотела стать лётчиком–испытателем, как Марина Попович, даже свой первый прыжок с парашютом совершила в 11 лет в «Орлёнке».

Но оказалось, что подвиг – это просто жить в нашей стране и воспитывать детей (их у меня трое), когда нет стабильности и уверенности в завтрашнем дне, когда принимаются тысячи новых законов, которые делают жизнь не лучше, а труднее.

Многие и сейчас боятся рожать детей, говорят: жить негде… А мы жили в общежитии – и ничего. У нас всё с шутки началось: «Вроде сами симпатичные, дети должны тоже быть ничего – значит, надо улучшать демографическую ситуацию в стране». Три дня были знакомы, подали заявление в загс, свадьбу сыграли 5 августа – в День города, и вот уже 25 лет живём. Дерево посадили. Дом пока не достроили. Потому что, имея троих детей, ни в одном банке нельзя было взять кредит. Строим своими руками на то, что зарабатываем.

От завода – к студии

– Как же получилось, что стала работать с детьми?

– Своих уже двое было, когда в начале 90–х я из райкома партии вернулась на родной завод заместителем директора клуба «Полёт». И столкнулась с «молодёжной политикой», которая меня никак не устраивала. Дискотеки, которые превращались в пьяные бои, вечные разборки с милицией и растаскивание драчунов.

В мае 2000 года меня пригласили во Дворец пионеров на полставки. Всё лето делала ремонт в фотостудии, думала, что надолго не задержусь, но хоть помещение для преемника в порядок приведу...

Однако уволиться не сумела. Приросла, что называется. Я такой человек, что если «впрягусь», то всерьёз и надолго. Года два пыталась наладить работу на том старье, которое было. Мы с ребятами вечно что–то изобретали, сами делали вспышки, софиты, зонты. Но я понимала, что надо куда–то двигаться, а у нас, кроме как на городскую выставку, попасть никуда не получалось. И тут мне подсказали, что есть в России детские кино– и телестудии, и для них устраиваются специальные кинофестивали.

В 2003 году управление образования купило нам маленькую цифровую видеокамеру, и опять возникли проблемы. Обрабатывать видео надо на компьютере, а где его взять?

На Наугорском шоссе как раз открылся Центр интернет–образования. Обучение было платным и недешёвым. Но мы с родителями решили, что на этом деле экономить не будем. И первые десять человек стали осваивать компьютер.

Был у меня тогда мальчишка Рома Романов – схватывал всё на лету, много искал и экспериментировал, и меньше чем за год освоил видеосъёмку, монтаж, обработку фото.

В 17 лет Роман попал на «Селигер», его тут же заметили, оценили профессиональные навыки и пригласили на работу в молодёжную киностудию в Москву. Сейчас ему 24, и он сам – продюсер.

– У студии была какая–то точка отсчёта?

– Конечно. В 2005 году мы сделали свой первый фильм «Судьбы, опалённые войной». Четыре месяца снимали, тут же монтировали. В фильме ветераны и участники войны отвечают на три вопроса: «Где встретили первый день войны? Какой самый запоминающийся случай был на войне? Где встретили День Победы?». Фильм отправили в Питер на кинофестиваль «Петербургский экран», и впервые мы заняли первое место в номинации к 60–летию Победы и ещё получили приз зрительских симпатий.

С тех пор мы считаем 9 мая днём рождения нашей студии.

Это не игра!

– Что сказало руководство?

– Ничего оно не сказало…

Тогда мэром города был Василий Уваров, Мы ему первую копию нашего фильма вручили прямо после парада на площади Ленина. Он мне премию хотел дать, а я отказалась. Говорю: «Нам для студии техника нужна...»

Выделил он нам десять тысяч на видеокамеру, ещё пять тысяч дали спонсоры… Наше оборудование уже еле живо было – когда 50 детей работает, техника выдерживает максимум три года…

И началась у нас фестивальная эпопея. В 2006 году в «Орлёнке» проводился первый детский кинофорум «Бумеранг», и мы совместно с ребятами из Ижевска заработали Гран–при (девочки из Ижевска были журналистами, а орловские мальчишки – операторами и монтажёрами). Тогда же Женя Медведев, которому было 13 лет, сделал лучшую заставку для «Бумеранга», сейчас он учится в Академии художеств.

А вообще много ребят уезжает. Маша, старшая дочь, закончила нашу Академию госслужбы, но тут работу не нашла, уехала в Москву, работает режиссёром монтажа. Саша Воронович и Кирилл Павлов стали операторами и тоже осели в столице. Тамара Кулумбегашвили уехала в Грузию и теперь – известный спортивный фотокорреспондент, работала на Олимпиаде в Сочи.

А на ту зарплату, которую у нас в Орле платят, молодёжь жить не хочет.

– Дети выступают журналистами, операторами. Для них это – игра?

– Нет. Всё серьёзно. То, что мы снимаем, несёт социальный подтекст. У меня был проект «Судьба семьи – судьба России», когда мы не просто кино снимали, а кому–то помогали дом после пожара восстановить, детские площадки в приюте или детдоме отремонтировать, пандус для детей–инвалидов установить. Такие дела сплачивают ребят, а главное – воспитывают чувство ответственности, в том числе за каждое слово, выпущенное в эфир. Девиз в нашей студии: «Дети – тоже сила!».

От партии – к мечте

– Как можно всё успеть – дом строить, фильмы снимать, с детьми работать?

– Как–то успеваю. А с 2007 года я ещё возглавила на общественных началах орловское региональное отделение Народной партии «За женщин России».

Получилось случайно. На одном из съездов волонтёров детства в Москве познакомилась с Галиной Хавраевой, кавалером ордена Мужества и председателем партии. И совпало пространство души. Цели у партии консервативные: крепкая традиционная семья, здоровые дети, то, что понятно любой женщине. Ну а поскольку партия народная, не парламентская, то работать непросто. Денег нет. Крутимся, как можем.Было бы финансирование, я могла бы в область выезжать, какие–то проблемы помогала бы решать. А их в нашей глубинке – через край...

– А мечта есть? Ещё не сбывшаяся?

– Как без неё? Хочу на базе Дворца пионеров создать детский медиахолдинг, который объединит свою газету, интернет–сайт, анимационную студию, киностудию, телестудию и детский кинотеатр.

При желании и поддержке единомышленников это вполне реально.

А личная мечта – это дом наконец достроить, чтобы было где внуков воспитывать и всей семьёй собираться по радостным поводам.

Но одной мечты мало, нужно, чтобы мечты никогда не кончались.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах