В качестве экспоната фигурировал фильтр ржавого цвета, вышедший из строя через неделю после установки в одной из квартир городской элитки. Однако зам. главного инженера «Орёлводоканала» Андрей Сазонов считает орловскую воду вполне пригодной даже для питья из-под крана.
Бесстрашие не всегда на пользу
По информации Сазонова, в хозяйстве «Орёлводоканала» 94 скважины и 551 км сетей. При этом износ сетей водоснабжения – 66,5%, 16 км водопровода изношено на 100%, а износ оборудования и механизмов составляет около 80%. Всё это влияет на аварийность. Норма – 0,1-0,2 аварии на 1 км, в Орле же показатель втрое больше.
Аварийность – это не только дополнительные затраты и убытки для предприятия. Это напрямую влияет на качество воды, поскольку из-за отключений она застаивается, желтеет (особенно в стальных трубах) и становится ещё более жёсткой. Жёсткость – следствие большой концентрации растворённого кальция, который мы и употребляем, хотя для человеческого организма такие концентрации не просто не нужны, но вредны.
Впрочем, Сазонов опасений не разделил. А на вопрос, какую сегодня воду лучше для здоровья пить - кипячёную или отфильтрованную, заявил, что сам он пьёт прямо из-под крана.
Что глотает бесстрашный Сазонов, стало очевидно после того, как председатель общественного совета Владимир Капустянский достал из пакета нечто, похожее на грязную ржавую трубу. Экспонат оказался фильтром, который прослужил в его квартире всего неделю и вышел из строя из-за запредельного загрязнения.
Евгений Аратцев, бывший заммэра Орла, оптимизм специалиста «Орёлводоканала» не разделил, хотя признал: за последние годы в отрасли сделано очень многое – вода в квартиры орловцев наконец-то поступает круглосуточно, но её качество оставляет желать лучшего. По мнению Аратцева, беда в том, что «никто не хочет разобраться, что в ведении «Орёлводоканала» есть на самом деле». Он поставил под сомнение экономическую обоснованность цифр по износу и обозначил ещё одну проблему: ухудшение качества воды из-за наличия стальных труб, в том числе в многоквартирных домах:
– Если после временного отключения из крана полилась жёлтая вода – это однозначно проблема домовых труб, которые обязательно надо менять!
Как известно, улучшить качество воды должна станция обезжелезивания, которую никак не доведут до ума, и строительство станции умягчения воды.
Однако Аратцев отнёсся к этим идеям осторожно: оказывается, содержание и обслуживание станции обезжелезивания настолько дорого, что может довести Водоканал до банкротства при существующих тарифах и малой муниципальной поддержке.
– Мы сегодня платим 23 рубля за кубометр, то есть за 1 тыс. литров, и требуем чистой воды при том, что последняя стоит в магазине, как минимум, 2,5 рубля за литр! Очевидно, что существующий тариф обоснован не экономически, а политически, – убеждён Аратцев – мы за связь сегодня платим в несколько раз больше, чем за воду!
И новые трубы не спасут
– Нужно и обезжелезивание, и умягчение, – убеждён экс-мэр Орла Александр Касьянов. – Чистая вода из крана для потребителя - это дешевле, даже при увеличении тарифа, чем покупать её в магазинах. А тариф, конечно, необходимо увеличить. Но рассчитывать его надо не по добыче, а по полезному отпуску!
И обратил внимание ещё на один значимый факт: изменился СанПиН, и воду стали подогревать не до 55°, как раньше, а до 65°. Меж тем при 56° идёт выпадение осадка, который напрочь забивает новые полипропиленовые трубы, которые приходится резать и менять.
Так что и новые трубы нас не спасут, если не ввести в строй станции обезжелезивания и умягчения воды. А потом следует ждать новый тариф. Чистая вода стоит недёшево.