Примерное время чтения: 7 минут
86

Николай Швецов: Воду уничтожают

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30 22/07/2009

К воде мы все привыкли относиться как к данности: она есть всегда, и иначе не может быть. И мало кто задумывается о том, что в Центральном Черноземье существует реальная угроза уничтожения подземных водоносных горизонтов.

Причём угроза эта может проявиться уже в ближайшем будущем. В этом абсолютно уверен генеральный директор ООО "Воронежская производственная фирма по проектированию и строительству систем водоснабжения" Николай ШВЕЦОВ.

Водоснабжение Воронежской и других областей Центрального Черноземья изначально строилось в зависимости от развития сельского хозяйства. Оно же, как оказалось, может создать серьёзные проблемы населению.

Сначала свиньям, потом - людям

- Николай Иванович, как известно, Воронежская область чрезвычайно богата подземными запасами воды. Насколько серьёзно стоит перед регионом угроза её исчезновения?

- Не исчезновения, а загрязнения. В области есть несколько водоносных горизонтов и комплексов, которые имеют псевдоэтажное строение. Здесь мы можем найти неоген-четвертичные, палеогеновые, меловые, подмеловые и девонские, каменноугольные и юрские водоносные горизонты. Вода имеет определённую минеральную композицию, и не всегда благоприятную. По существу, у нас за редким исключением нет в природе питьевой воды, которая удовлетворяла бы требованиям ГОСТ. В Воронежской области изредка такая вода отмечается в районе Чертовицка и Анны, и относится она к неоген-четвертичному горизонту. Природная же композиция такова, что все водоносные горизонты у нас переобогащены железом, марганцем, а в девонском - неблагоприятными химическими соединениями являются фтор и бор. Это - очень сильные мутагены и канцерогены, и вода с ними для питья без обработки не предназначена.

До рубежа 80-90-х годов прошлого столетия, когда развивалось сельское хозяйство, все отмеченные водоносные горизонты были задействованы в жёстком хозяйственном обороте. В то время вопрос решался очень прагматично. Прагматизм был сродни цинизму: строили свинокомплекс и бурили скважины для его обеспечения водой. А потом уже давали воду людям.

В 90-х годах, когда рушилась страна, прежде всего, рухнуло сельское хозяйство. Остановились свинокомплексы, и были брошены водозаборы в зоне биогенного воздействия. Население же никого не волновало. Скважины в тот период брали воду из всех горизонтов, представленных в Воронежской и других областях. Чем это плохо? Тем, что сегодня несколько тысяч брошенных скважин "добросовестно" работают на уничтожение водоносных горизонтов. У нас не осталось ни одного резервного горизонта, нам не на что опереться в будущем, и мы имеем очень актуальную проблему сохранения системы водопользования.

- Но каким образом вода загрязняется посредством брошенных скважин?

- По сути, скважины сегодня являются транзитёрами загрязнений на зеркала основных водоносных горизонтов. Если бы загрязнения шли через грунт, то он бы выступил естественным фильтром, а тут скважина выступает своеобразным "лифтом".

Почему ситуация наиболее трагична именно для Центрального Черноземья? Потому что тут нет ни одного водозабора, работающего за счёт поверхностных источников. Все питьевое водоснабжение здесь основано на подземных горизонтах. В случае с поверхностными водами максимальная проблема могла бы состоять в том, что из водоёма перстали бы осуществлять забор. В нашем же случае началось элементарное уничтожение источников. А если уничтожать воду в местах её "обитания", это может привести к настоящей трагедии.

"Босяки" тут правят бал

- А разве из бюджета не выделяются деньги для ликвидации таких скважин?

- Выделяются, но незначительные. К тому же, процесс этот идёт неправильно. Мы в своё время посчитали, что рынок справится со всем, да и отменили лицензии на бурение новых скважин. И на этот самый рынок пришло огромное количество дилетантов, свободных от знаний, от традиций, от совести. Они вскрывают на частных усадьбах основные водоносные горизонты, что категорически запрещено. И получается, что мы ликвидируем 20-30 скважин, а в то же время появляется сотня новых, которые также начинают загрязнять основные водоносные горизонты.

- Почему?

- Да потому, что колодцы бурятся в непосредственной близости от источников загрязнения.

На самом деле все компании, бурящие скважины, продают не свой продукт: мы являемся агентами по реализации федерального ресурса. И на этот святой олимп продажи воды вышло большое количество "босяков". Это можно сравнить с тем, что операции начинают делать не только профессиональные хирурги, но и все, кому не лень. Государство оставило контроль над важнейшим своим агентом.

Очистка воды эффективна, когда она осуществляется на уровне инфраструктуры или на уровне освобождения от той композиции, которой наделила её мать-природа. Но ситуация, при которой мы загрязняем воду в источниках, а потом начинаем её чистить на уровне инфраструктуры, просто нелепа.

Назвать ситуацию критической или катастрофической было бы неправильно. Но она является пограничной, и любой сдвиг в неблагоприятную сторону может привести к трагедии. Все водоносные горизонты связаны между собой, и если уничтожить один из них, то загрязнение распространится и на все остальные.

Государство идёт навстречу ворам

- Такая ситуация характерна для всего Центрального Черноземья?

- В той или иной степени - да. В Белгородской области, например, происходят серьёзные подвижки, связанные с водоснабжением. В Воронежской области подходы тоже серьёзные, но у нас нет таких финансовых ресурсов. В Белгороде же началась мощнейшая реализация национального проекта "Развитие АПК", там бурится большое количество новых водозаборов. Руководитель управления природных ресурсов Иван Погорельцев заставляет при бурении новых скважин ликвидировать старые. Финансирование, получается, осуществляется не за счёт бюджетных денег, а за счёт средств инвесторов. И такой подход даёт свои результаты.

В то же время, в Белгородской области водоносные горизонты более бедные, нежели в Воронежской. Если мы поим все города водой, в основном, из богатых, легко восполнимых неоген-четвертичных горизонтов, то у них водопользование основано на более глубоко залегающих и менее обильных горизонтах, также имеющих неблагоприятную природную композицию химического состава. Но их отношение к водопользованию внушает определённый оптимизм. Хотя там техногенное влияние на эксплуатируемые горизонты очень серьёзное: существующие карьеры интенсивно дренируют и трансформируют горизонты, резко уменьшая их и без того невысокую отдачу.

- Вы бурите скважины по всему Черноземью. Скажите, что является самым сложным в этой работе на сегодняшний день?

- Наверное, участие в конкурсах и аукционах. У нас сегодня просто дикий подход к проведению тендеров. Единственный критерий, по которому оценивается качество подрядчиков, это предлагаемая цена. Выигрывает тендер, как правило, человек, который не имеет ни образования, ни материально-технической базы, но при этом предлагает цену ниже демпингового предела. Он продаёт этот подряд за ещё более дешёвую цену и находит на его выполнение проходимцев, которые не платят налоги, не обеспечивают коллективы социальными пакетами, гонят бывшие в употреблении (в том числе, и в нефтяной промышленности) материалы. Государство обворовывают, а оно, выходит, идёт этим ворам навстречу.

- А в чем вы видите своё преимущество перед этими проходимцами?

- На сегодняшний день по мощности наше предприятие является третьим в Центральной России. Говорю "третьим", потому что не знаю нынешних мощностей двух предприятий, которые реально в состоянии составить нам конкуренцию. Но самый большой парк ударно-канатных буровых агрегатов, сосредоточенных в одной компании, находится именно у нас.

Мы бурим скважины, следуя исключительно законам гидрогеологии, скважины долго живущие, совершенные по своей конструкции и вскрытию водоносных горизонтов, даём высокий уровень гарантии. Если скважина не даёт воду, то клиент её не оплачивает. Но таких случаев у нас не бывает.

Мы сегодня в состоянии офильтровать любые водоносные горизонты в Центральном Черноземье. Делаем проволочные фильтры, основными каркасами в которых являются полиэтилены низкого давления. Они более долговечные и удобные в обслуживании. Кстати, для установки некоторых фильтров оборудование можно найти только в нашей фирме. Плюс к этому, мы полностью обеспечены необходимой техникой, программными продуктами, исправно платим налоги, высокую, но мотивированную заработную плату сотрудникам. Так что в условиях здоровой конкуренции тягаться с нами, конечно, довольно проблематично.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах