Кроме того, несколько членов компартии получили выговоры. Эксперты видят в этом событии тревожный знак, способный в дальнейшем серьёзно повлиять на общеполитический климат Орловщины.
Кабинетные игры
О намечающемся расколе в рядах орловского обкома, имеющего славу сильнейшего в России, местные СМИ сообщали ещё в марте, вскоре после того, как на место и. о. губернатора Орловской области был назначен Вадим Потомский. Ставленник Кремля автоматически становился кандидатом от КПРФ на предстоящих выборах, при том что орловские коммунисты выдвигали другого – первого секретаря обкома КПРФ и депутата Госдумы Василия Иконникова.
Судя по всему, неразберихой и замешательством решили воспользоваться оппозиционно настроенные к нынешнему руководству обкома коммунисты и совершили попытку внутреннего переворота с целью установить «свою» власть. По словам источника в обкоме, действовали заговорщики не самостоятельно, а при кураторстве некоторых высокопоставленных чиновников из окружения Потомского и имеющих «прописку» в «Единой России».
– По замыслу данных товарищей место секретаря горкома должен был занять Артём Левковский, заменив на этом ключевом посту «человека Иконникова» – Михаила Навлева. Дальше планировалось сместить с должности руководителя региональной организации и самого Иконникова, – отметил источник «АиФ–Орёл» в обкоме.
Возглавили «фронду», как было объявлено на состоявшемся 17 сентября пленуме КПРФ, не последние лица Орловского горсовета: заместители председателя Михаил Верижников и Артём Левковский, а также председатель комитета по экономической политике и развитию предпринимательства Сергей Гришин. Кроме того, в чёрном списке оказалось ещё несколько коммунистов, в том числе депутат горсовета Валентина Ашихмина и бывший сотрудник горсовета, а ныне работник облизбиркома Илона Имамвердиева. Их деятельность расследовала спецкомиссия из девяти человек.
– Ряд людей в окружении Потомского решили дискредитировать компартию и его самого. Вызывали наших людей к себе в кабинет, звонили на работу, составляли тайные списки, обещали должности в обмен на лояльность. Более того, несколько депутатов–коммунистов были использованы «втёмную». Мы опросили и взяли заявления от очень многих членов партии – налицо внутрипартийный заговор. Такого раскола у нас не было с 1993 года, – констатировал на пленуме Василий Иконников.
Куда выведет кризис?
Гришин и Левковский (Верижников на заседание не явился) обвинения не признали, назвав всё наветом.
– Вы вешаете ярлыки, – заявил Артём Левковский. – Я никогда не рвался ни к какой власти. Меня избрали сами рядовые коммунисты. Какой заговор? Есть различные точки зрения. Мы ничего не скрывали.
Заседание продолжалось более четырёх часов кряду. В результате большинством голосов (30 из 45) было решено исключить из партии Верижникова и Имамвердиеву. Остальных пожалели. Гришин получил строгий выговор, а Левковский и Ашихмина отделались предупреждением.
Опрошенные «АиФ–Орёл» эксперты сходятся в едином мнении: внутрипартийные разборки свидетельствуют о том, что в отношениях между руководством обкома КПРФ в лице Василия Иконникова и главой региона Вадимом Потомским назрел кризис.
– Уже сейчас можно прогнозировать, что противоречия между орловским обкомом и командой Потомского будут только нарастать, – считает политолог Дмитрий Нечаев. – При этом следует признать, что Иконников поступил мудро, избавившись от ренегата и показательно наказав остальных участников заговора. КПРФ теряет свой авторитет именно из–за соглашательской позиции с властью. Поэтому партия сейчас, по всей видимости, будет более жёстко относиться к тем, кто претворяет эту линию в жизнь – агентам влияния «Единой России» в своих рядах. Роль третейского судьи в этой ситуации предстоит занять Геннадию Зюганову. Именно от реакции центрального руководства КПРФ будет зависеть политический климат в регионе.