Кто кого пропустит?
Эля Волженцева, «АиФ-Орёл»: Ольга, расскажите, как вы попали работать в такси?
Ольга Прилепская: У меня большой водительский стаж, и за рулём я чувствую себя очень комфортно. Если говорить коротко, то мне очень нравятся дорога, машина и мужской коллектив. Я работаю в такси с 2015 года и пока уходить в какую-то другую сферу не собираюсь. Трудиться среди мужчин в этом направлении хорошо тем, что, несмотря на низкий уровень культуры вождения местных автолюбителей, таксист таксиста на дороге всегда пропустит. Да и если машина где-то застряла, пробилось колесо или разрядился аккумулятор, ребята всегда подъедут и помогут.
- А с пассажирами как отношения складываются? Вам ведь каждый день приходится сталкиваться с самыми разными людьми.
- К сожалению, у многих складывается впечатление, что в такси работают низшие слои населения. Иногда это приводит к неприятным ситуациям. Для особенно серьёзных случаев у нас есть специальная тревожная кнопка. Если водителю угрожает какая-то опасность со стороны пассажира, мы её нажимаем, и в течение трёх минут на место подъезжают таксисты, которые находятся рядом. Такая вот у нас взаимовыручка, чтобы отправить хулигана в полицию. Действительно грустно, когда многие пассажиры уверены, что за сто рублей им должны предоставить любые услуги по требованию. Бывает, мужчины немного не понимают, какую службу они вызвали: такси или «девочек». Приходится терпеливо объяснять, что я - водитель, и моя обязанность - доставить человека из одной точки в другую.
- Часто приходится сталкиваться с таким откровенным хамством?
- В общем-то, неадекватные пассажиры, как это ни печально, - не редкость. Как правило, это даже от времени суток не зависит. Самые распространённые случаи хамства - когда человек специально не расплачивается за поездку. Как-то я привезла такого клиента, который не хотел платить и покидать, салон автомобиля. По инструкции я должна его доставить в отделение полиции. Когда мы туда добрались, он немного прозрел и спрашивает: «Куда это мы приехали? Вези меня домой!». Я ему говорю: «Мы у вас дома уже были, вы не заплатили». Это его окончательно отрезвило, и он впал в агрессию. Пришлось воспользоваться тревожной кнопкой. Коллеги подъехали и отвели товарища в отделение. Когда ему там уже полицейские начали объяснять, что надо поездку оплатить, он открыл кошелёк, и денег у него было более чем достаточно. То есть, никакой финансовой проблемы у мужчины не имелось. Но такое поведение - не самое страшное. Летом, например, мою коллегу ограбили и избили в частном секторе. Ещё одну девушку пассажир ударил по лицу из-за того, что не хотел расплачиваться.
Подход к каждому
- Получается, у вас уже иммунитет выработался к мужской агрессии? Всё равно, наверное, по-женски тяжело с этим сталкиваться?
- В такси каждый день приходят устраиваться по 10-15 человек, но из них остаются единицы. Это связано с тем, что работы в Орле нет, и кажется, что «потаксуешь» и легко заработаешь денег. На самом деле это не так. Я, когда первый раз столкнулась с агрессией клиента, где-то час, рыдая, просидела в машине. Потом я поделилась своими переживаниями с коллегами, на что мне сказали такую фразу: «А ты думаешь, только женщины плачут, когда идут работать в такси? Нет, первые два месяца это делают даже мужики». Так что, мне кажется, в первую очередь наша работа учит спокойствию. Но бывают и очень хорошие пассажиры. Помню, как-то я ехала совсем понурая, везла артистов. Поездка обошлась им где-то в 260 рублей. Они дали мне тысячу со словами: «Сдачу оставьте себе, пусть у вас будет такое же хорошее настроение, как и у нас».
- Наверняка вам порой приходится выступать в роли психолога. Люди часто в пути рассказывают о своих проблемах?
- Постоянно. Как мне кажется, к каждому человеку нужно пытаться найти подход. Очень часто женщины садятся в машину со слезами, пытаются за это извиниться. А ведь их просто необходимо выслушать. А вот что касается алкоголя, то, обычно в таком состоянии девушки более агрессивны. Был случай, когда я приехала по адресу, и два человека пытались усадить в такси очень пьяную женщину. Она была в абсолютно неадекватном состоянии, кричала матом на всю улицу. Я предложила вызвать всё-таки мужчину, но мне сказали, что уже три водителя от пассажирки отказались. В итоге её затолкнули ко мне на переднее сиденье. Когда мы уже тронулись с места, я заметила, что она очень сильно расстроена. Я спросила, есть ли у неё таблетка анальгина. Естественно, лекарство мне было не нужно. Просто возникла необходимость как-то женщину «переключить». Как и ожидалось, вопрос поставил её в тупик, она начала задумываться, её это отвлекло. Через минуту она стала уже абсолютно нормально разговаривать. Рассказала, что у неё произошла трагедия в жизни - убили мужа. В конце пути она извинилась. Так что всегда нужно быть своего рода психологом, чтобы клиент вёл себя спокойно и чтобы как-то помочь ему морально, если это возможно.
Сошли вместе со снегом
- А вы сами ощущаете себя представителем необычной профессии?
- Когда сталкиваюсь с непониманием, то да. Допустим, женщине-водителю очень тяжело найти авто в аренду. Мне пять человек отказали. У одного «внезапно» закончилась страховка - это было вежливо. Второй прямо сказал, что проблема в том, что я женщина. У третьего не нашлось колёс. Но сейчас я работаю на машине, владелец которой считает, что ему даже лучше, когда ей пользуется девушка. Он убеждён, что женщины более ответственны и аккуратны на наших дорогах.
- К слову, о дорогах. Как бы вы оценили их качество?
- Пришла весна, и снег сошёл вместе с ними. Появилось очень много новых ям. Весёлая слобода, Полесская - слабые места. Почему появляются новые разрушения полотна, я даже не могу сказать. Бывает, едешь, точно знаешь, что тут ямы нет, а она раз - и вот. Из-под колёс летят огромные булыжники. Центр, конечно, у нас отремонтирован. А вот, к примеру, по улице Октябрьской где-то подлатали, но рядом свежие ямы появились. Ехала сейчас к вам, Болховское шоссе ремонтировали. Но опять же как-то странно. На прошлой неделе делали правую полосу - и не закончили, теперь левую начали. Но самая большая проблема - это наши дворы. Зимой дороги были практически не очищены. Сейчас из-за перепадов температуры вообще сложно выезжать из колеи. Кстати, на этих территориях есть и ещё один «приятный бонус». В такси поступает много жалоб на то, что подъезжают не к тому подъезду. Очень часто они просто не пронумерованы. У нас был водитель, который ездил с ведром краски, и, как только видел отсутствие опознавательных признаков на подъезде - писал нужную цифру. Летом-то ещё можно проехать вокруг дома хоть сто раз, но зимой с такой уборкой это не представляется возможным. Кроме того, вечером и ночью очень темно. У нас в городе остались кое-где фонари, которые светят хорошо. Но новые с этим не справляются. Недавно выезжала с Раздольной около шести утра - светильники уже были отключены. Невозможно увидеть даже полосу разграничения дороги во встречном направлении - из-за грязи и отсутствия света.