Ребёнок с синдромом дауна или аутист – эти слова на слуху практически у любого человека. Однако мы редко задумываемся о том, что кроется за такими диагнозами и какую жизнь ведут эти люди. Зоя Овчинникова, директор орловского центра психолого–медико–социального сопровождения, в интервью корреспонденту «АиФ–Орёл» рассказала, какой путь проходят непростые дети и как вести себя их родителям.
Просто другие
– Зоя Валентиновна, какие шаги сегодня предпринимаются для оказания помощи детям–инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья?
– Стоит понимать, что это две разные категории, которые иногда могут объединяться в одну. Чтобы было понятнее, объясню на примере. Допустим, если у ребёнка порок сердца, то он может обучаться в самой обычной общеобразовательной школе. Да, у него есть инвалидность, но уровень интеллектуального развития абсолютно такой же, как и у его сверстников. А вот если перед нами ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, то по новому закону об образовании под такого малыша прописывается индивидуальная учебная программа.
Когда ребёнок попадает к нам в центр, то период его коррекции проходит следующим образом: на первом этапе проводится медико–социальная экспертиза, которая констатирует у него инвалидность, затем под каждого конкретного ребёнка составляется программа реабилитации. В ней прописаны различные медицинские показания с методами их реализации и психолого–педагогические указания, которым необходимо следовать.
– Каким образом происходит определение непростого ребенка в то или иное образовательное учреждение?
– Прежде всего ребёнок проходит нашу территориальную психолого–медико–педагогическую комиссию (ПМПК). Там мы выбираем оптимальный «маршрут» для особенного малыша. Если перед нами ребёнок с определёнными проблемами в развитии, стоит понимать, что они бывают разными – начиная от лёгких форм и заканчивая тяжёлыми случаями. Мы рекомендуем такое учебное учреждение, в котором ему будет комфортно. В нашем регионе сохранены коррекционные школы и детские сады различной направленности: для детей с нарушениями опорно–двигательного аппарата, интеллекта, речи, слуха. Пожалуй, единственное, чего у нас нет в Орловской области, так это учреждения для детей с тотальной слепотой.
– Как в вашем центре выстраивается работа с особенными детьми?
– В настоящий момент у нас на коррекции находятся 126 детей–инвалидов. Новый закон об образовании позволяет нам принимать у себя малышей любого возраста. Раньше же в Центр могли попасть дети лишь от 3 до 18 лет. Цель нашей работы – это социализировать ребёнка. К примеру, у нас есть протеатр – там дети–инвалиды с различными формами заболеваний выступают на сцене с самыми обычными ребятишками. Получается, что они общаются и учатся взаимодействовать друг с другом. К сожалению, толерантность, о которой сейчас так много говорится, не всегда соблюдается нашим населением. Именно поэтому такие проекты крайне важны. Здорово, что здесь такие разные дети работают в одной цепочке. Отмечу, что в нашем Центре много деток с аутизмом, и с каждым годом их становится всё больше и больше.
Понимание превыше всего
– Сейчас об аутизме много говорят. Как работают над решением этой проблемы в Орле?
– В этом году в районе Ботаника начнёт свою работу детский сад № 92, в котором специально откроют две группы для аутистов. Очень радует, что об этой проблеме заговорили, что её заметили.
– Это, конечно, замечательно, но во многих детских садах не знают даже, что такое аутизм, не говоря уже о том, как с этими детьми работать.
– Вы знаете, аутизм до сегодняшнего момента был малоозвученной проблемой. Мы пытались определять таких детей в имеющиеся на данный момент детские сады и школы. Однако очевидно, что с ними нужна немножко другая работа. Сейчас мы потихоньку привлекаем московских специалистов, которые уже провели у нас один семинар. Так что сотрудники дошкольных учреждений получили определённые навыки и сертификаты, но это не решает проблему, ведь обучить всех – явно не в наших силах. На коррекции в нашем Центре сейчас числятся 32 ребёнка. Тем не менее, необходимо понимать, что некоторые дети ещё не дошли до нас. Ведь в маленьких деревнях и сёлах родители порой просто не понимают, что это за заболевание такое и что с ним делать. Самое главное, чтобы общество принимало таких детей. Родители должны понимать и правильно воспитывать своих чад, чтобы те знали, что нельзя отгораживаться от особенных людей. Очень часто в детсадах или школах отношение к необычным детям не самое лучшее как со стороны сверстников, так и со стороны их родителей.
– Неужели люди так плохо настроены?
– К сожалению, да. Невероятное количество родителей против того, чтобы их ребёнок обучался и находился рядом с инвалидом. Наверное, это влияние нашего менталитета. Можно создать потрясающие условия, но главное – менять отношение обычных людей к этой проблеме. Необходимо понять, что непростые малыши – такие же люди, как и все остальные.
Не закрывать глаза!
– Как же в такой ситуации проявляют себя родители особенных детей?
– Грамотный родитель примет проблему и будет её решать, а не думать, что «всё само рассосётся». Если ребёнок не заговорил в 3–4 года, то это действительно серьёзно и нужно бежать по врачам. А то у нас частенько бабушки, сидя на лавочке, говорят, мол, мой до 7 лет не разговаривал и ничего. К сожалению, и подобный родительский подход – не редкость.
– Были ли в вашей практике случаи, когда правильный подход родителей помог улучшить состояние ребёнка, вопреки всем потусторонним факторам?
– В нашем центре наблюдался очень сложный ребёнок–аутист. Его мама работала с ним очень долго и упорно, не опускала руки и верила, что у малыша всё получится. Скажу откровенно, на нашей комиссии им предлагали коррекционные учреждения для детей с отклонениями в развитии. Тем не менее, я дала шанс этому ребёнку обучаться в самой обычной общеобразовательной школе. И, представьте себе, он – отличник. Да, он не такой, как все. Да, он отличается от своих одноклассников, конечно, он обращает на себя внимание. Тем не менее, он учится и социализируется, делает успехи наравне со своими сверстниками. Прекрасно, что мама увидела проблему вовремя, не побоялась о ней сказать.
– Чтобы вы могли посоветовать всем без исключения родителям?
– Многие люди забывают о том, какой образ жизни должен быть присущ для каждого молодого человека. На улице часто можно встретить картину – молодые родители идут с ребёнком, при этом попивая пиво и дымя сигаретой. И, конечно, неизвестно, как мама себя вела во время беременности. На самом деле, любой фактор может отразиться на здоровье малыша – начиная от экологии и генетических особенностей, заканчивая вредными привычками. Сейчас очень много детей, которые поздно начинают говорить, мы обратили на это повышенное внимание. Обычно в два года появляется речь, а сейчас у многих её нет до 3–4 лет. Родители должны обращать на всё внимание, постоянно заниматься ребёнком, не пускать такие вещи на самотёк. Я всегда советую: «Будьте вредными, дотошными родителями». Идя к врачу, всегда интересуйтесь всем, уточняйте, всё ли правильно вы делаете. Многие боятся признать, что с ребёнком происходит что–то не то. Страшно, когда можно помочь, а люди закрывают глаза на проблему, прячут ребёнка, боясь осуждения и общественного мнения.
Волшебная флейта. Зачем Тамбову народная культура?
Дойная корова. Как долго Тургенев будет «кормить» орловские музеи?
Не отнимайте детство. Что не всегда могут понять современные родители?
«Не соответствует ожиданиям». Психолог о том, почему возвращают «приемышей»
Недетское решение. Зачем вам ребёнок?