Проект реконструкции аэропорта, реализуемый за счёт федеральных средств, продолжает обрастать скандалами. Строители сидят без зарплаты, директор подрядчика – под домашним арестом. А теперь ещё и близлежащий мусорный полигон может стать причиной для прекращения строительства.
Прилетело!
Работники «Ирмаст-Холдинг», фирмы-подрядчика реконструкции бывшего аэропорта «Южный», записали и выложили в соцсетях обращение к президенту Путину с просьбой подключиться к ситуации с огромными долгами по зарплате. По их словам, проблемы начались более полугода назад.
«Примерно с сентября 2024 года нам стали задерживать заработную плату. Мы обратились в региональный Следственный комитет. Работа ведётся, но долг перед нами компания так и не погасила», – заявили активисты на видеозаписи.
Отметим, ранее региональное СУ СК возбудило сразу два уголовных дела по факту невыплаты зарплаты. Известно, что задолженность образовалась перед 44 работниками на общую сумму 11 миллионов 281 тысяч рублей.
«Платили всем очень неравномерно. Например, мне выдали даже за половину декабря, а кто-то не видел зарплаты с октября. Сейчас на объект зашла другая компания, как субподрядчик, и частично «забрала» к себе восемь работников, чтобы продолжать реконструкцию», – рассказал один из строителей.
По его словам, заявленная цифра в 70% готовности объекта – преувеличение, однако было сделано достаточно много элементов инфраструктуры – сигнальные огни, полотно посадочной полосы. В стадии строительства находятся здание, дорога, ограждение и прочее.
Впрочем, власти уже присмотрелись к количеству трат – 4 марта было возбуждено уголовное дело о хищении 54 миллионов рублей на реконструкции комплекса. В рамках этого дела Советский райсуд удовлетворил ходатайство следствия и отправил под домашний арест руководителя компании «Ирмаст-Холдинг» Андрея Шатрова.
Опасное соседство
Проект столкнулся не только с финансовыми проблемами. На днях стало известно, что российский экологический оператор (РЭО) выступил с предложением запретить захоронения органики на полигонах рядом с аэродромами. Как считают специалисты РЭО, мера позволит избежать скопления на таких объектах птиц.
Однако инициатива рискует сильно ударить по орловскому проекту, поскольку буквально в 7,6 километра от «Южного» в январе 2024 года был открыт полигон ООО «ЭкоПолис».
Кстати, на эти же риски в мае прошлого года уже указывал депутат Виталий Рыбаков: он обратился в профильные органы с просьбой проверить, согласовано ли строительство полигона с Росавиацией. Ему ответили, что для получения разрешения на полёты власти должны провести орнитологическое исследование территории, разработать и реализовать мероприятия по защите объекта от массового скопления птиц. А региональное правительство в свою очередь заявило, что такие работы лежат на собственнике полигона — ООО «ЭкоПолис». С того момента никаких официальных сообщений по итогам или хотя бы планам по решению данного вопроса не было.
Во многом проблемы с проектом связаны с самой системой отбора подрядчиков, считает общественник Евгений Потапов.
«Дело в том, что в Орле нет подрядчиков, у которых есть лицензии и разрешения на строительство подобных объектов. Поэтому приходится нанимать людей «со стороны». По итогу выбирают те компании, которые предлагают наименьшую цену. Таким образом, к крупным проектам зачастую оказываются допущены не очень надёжные подрядчики. «Ирмаст-Холдинг» изначально выглядел таким – у него небольшой основной капитал, арендованная техника, да и работников он нанимал на короткий срок. Чтобы подобные крупные проекты в регионе не приводили к сплошным проблемам, как это происходит сейчас, необходимо менять подход к тендерам», – отметил эксперт.