Почему отменили выборы?
На прошлой неделе городская Дума установила новый механизм выборов мэра: специальная комиссия выберет кандидатов, а окончательного победителя определят тайным голосованием депутаты.
Напомним, изменения в устав, отменившие всенародное голосование, были приняты ещё в декабре 2016 года. Естественно, у этого решения оказалось много противников — прежде всего, среди оппозиционеров, шансы которых возглавить город резко упали, и общественников, опасающихся, что муниципальная власть станет более закрытой.
В то же время подавляющее большинство горожан восприняли реформу вполне равнодушно. Так, интернет-петиция против отмены выборов собрала всего 304 подписи — при том, что вопросы об установке того или иного памятника или спасении сквера от застройки часто собирают в несколько раз больше.
По мнению большинства депутатов, изменения устава помогут сэкономить средства — выборы обходятся примерно в 50 млн рублей. Кроме того, мэрские выборы 2013 года прошли с рекордно низкой явкой — чуть больше 23%, а за пять лет, по данным опросов, большинство горожан так и не узнали, как зовут градоначальника. При такой политической активности провластный кандидат и так получает неоспоримое преимущество, а у оппозиционера не остаётся реальных шансов на победу.
Тем не менее сторонники выборов планируют провести в июне общегородскую конференцию и вернуть голосование.
Кстати, в большинстве российских городов прямые выборы тоже отменили. Остались они лишь в восьми региональных центрах — Хабаровске, Анадыре, Кемерово, Томске, Абакане, Якутске, Новосибирске и Екатеринбурге. Правда, сразу в нескольких городах голосование уже предлагают вернуть.
Низкий интерес к мэрским выборам вполне объясним. В конце концов в России нет традиции городского самоуправления, которая в других европейских странах восходит ещё к средневековому Магдебургскому праву. Города у нас возникали и развивались не как сообщества купцов и ремесленников, а как форпосты державы.
Есть и ещё один аспект. Даже если представить, что воронежцы неожиданно выберут народного вождя и рачительного хозяина, при нынешнем распределении налогов и полномочий город будет финансово задушен, и счастливчика сметёт следующая волна народного гнева. Пожалуй, многие помнят каденцию Бориса Скрынникова, когда даже центр города был покрыт грязью и ямами.
Сегодня мэр «обречён» работать в полном согласии с губернатором, но выбранный людьми глава города своим для начальника области вряд ли станет. В 2000-х Воронеж сотрясала многолетняя политическая схватка Владимира Кулакова с Александром Ковалёвым, а после — с тем же Борисом Скрынниковым. Но даже Сергей Колиух, внешне пытавшийся угодить Алексею Гордееву, в конце концов подвергся жёсткой критике и ушёл досрочно.
Кого прочат в мэры?
Кто же может претендовать на пост мэра? Эксперты и сотрудники органов власти чаще других называют имена врио вице-губернатора Виталия Шабалатова и врио главы города Вадима Кстенина, который сейчас и руководит Воронежем.
Первый чиновник прочно ассоциируется со строительным кланом, второго часто связывают с воронежскими коммунальщиками. Причём если при Алексее Гордееве эксперты видели будущим мэром скорее Шабалатова, то с приходом к власти Александра Гусева позиции его бывшего первого зама Кстенина некоторым кажутся весомее.
Разумеется, многое зависит от того, кто войдёт в комиссию по отбору кандидатов. Если, скажем, депутаты от строительного блока — а их в гордуме особенно много, — то, вероятнее, поддержат кандидатуру Виталия Шабалатова. Ну а делать окончательные прогнозы можно будет только через несколько месяцев.