ОАО «Ягодное», расположенное в Тамбовской области, известно тем, что здесь выращивают необыкновенно вкусную землянику и отменные сорта яблок. Тридцать два года руководит предприятием профессиональный аграрий Иван Герасимов. В его штате на постоянной основе трудятся 86 человек.
Продукцию ценят соседи
АиФ: – Иван Иванович, ваше предприятие известно ещё с послевоенных времён. Что представляло собой оно тогда и что – сейчас?
И.И.: – Тогда это был питомник, где занимались посадочным материалом для защиты лесополосы. В 1967 году его преобразовали в плодоовощной совхоз «Ягодный». Там стали выращивать малину, крыжовник, вишню, смородину, яблоки и садовую землянику. В настоящее время здесь 30 га засажено садовой земляникой и 210 га – фруктовыми садами (63 га – плодоносящие сады, остальные площади – в развитии). Три тысячи гектаров пашен используем под зерновые культуры и подсолнечник.
АиФ: – Как обстоят дела с реализацией?
И.И.: – Раньше с реализацией было проще: практически все забирали овощные магазины и предприятия общепита. Теперь же почти весь товар уходит через перекупщиков. Обращаются к нам Рязань, Нижний Новгород, Самара, Воронеж, Липецк. Земляника – товар быстропортящийся, поэтому её продаём сами с машин на центральном рынке Тамбова. В этом году её реализовали около 100 тонн. При хорошем урожае на своих рынках сбываем и яблоки. Подсолнечник закупают в основном регионы Центрального Черноземья. Их перерабатывающие заводы более мощные, поэтому и цену за товар они предлагают более высокую.
Без химии
АиФ: – Вашу продукцию по праву относят к экологически чистой и вкусной. Что для этого предпринимаете?
И.И.: – Возьмём ту же землянику. Некоторые сегодня переходят на голландскую систему её выращивания. Но это только красивый внешний вид. По вкусу, сладости и запаху голландская ягода уступает домашней, выращенной летом. Гарантия экологичности нашей продукции обусловлена тем, что четыре года назад мы ушли от применения химии. Работаем только с биопрепаратами. К химии обращаемся только после сбора урожая – обрабатываем против клещей. Но тогда она уже вреда не представляет. Несмотря на то, что без средств защиты нельзя обходиться с яблоками, пробуем сажать иммунные сорта, устойчивые к парше.
АиФ: – Что сегодня мешает добиваться более высоких результатов?
И.И.: – В текущем году нас, мягко говоря, «подкосила» погода. Из–за частых дождей невозможно влезть в поля, а потому никак не можем засеять озимые. Для аграриев это самое страшное, ведь озимые – задел следующего года.
Хотелось бы получать большую поддержку от государства. В 2012 году нам выделили субсидий на сумму около 3 млн рублей, а в этом – около трёх тысяч. С этого года получаем погектарную поддержку на зерновые. За 1 га зерновых – 435 рублей. Хватает на 17–18 л дизельного топлива, которые «съедаются» буквально за час работы трактора «К–700». На сады поддержку урезали в разы. Плохо, что ушли сегодня от плановости. Раньше знали, что и когда сажать, а теперь «гадаем» – на что будет спрос.
С надеждой – на людей
АиФ: – Можете ли положиться на свой коллектив?
И.И.: – Большинство людей – кадры, испытанные временем. Среди сильнейших работников: главный инженер Н. Мачихин, главный экономист В. Стрыгина, главный бухгалтер Н. Мачихина, агроном-садовод Л. Бучнева, управляющая садоводческим отделением Н. Новикова, механизаторы М. Спирин, А. Хворов, А. Скворцов и др. Но молодёжь нынче неохотно идёт работать на село. Например, мы второй год ищем агронома-садовода. Раньше была хорошая система с распределением. Вообще, многое сегодня нужно вернуть из прежних времён.
на правах рекламы