В 70-е годы ушедшего века школьник из курской глубинки прославился на весь СССР и мир. 14-летний парень поражал видавших виды зрителей настоящей трелью курского соловья. В лучших концертных залах мира его так и представляли: «Курский соловей Владимир Неведров».
Сейчас уже поседевший «курский соловей» возглавляет отдел культуры Курского района. На гастроли не ездит. Признаётся, что популярности ему хватило в молодости. Поэтому теперь курского соловья в человеческом облике можно услышать только на Курской земле. Зато поёт он круглый год.
Из детской забавы
– Это просто увлечение, это не специальность, не профессия. Людям нравится – свистишь, – признаётся Владимир Дмитриевич.
АиФ: – Владимир Дмитриевич, как и когда вы решили научиться петь, как соловей?
Досье | |
---|---|
Владимир Неведров родился в деревне Куськино Мантуровского района в 1953 году. Окончил Курский музыкальный колледж им. Свиридова, отслужил в армии. Работал в Курской областной филармонии, преподавал в колледже культуры. Возглавлял научно-методический отдел областного управления культуры, был директором курсов повышения квалификации работников культуры. С 1987 года - заведующий отдела культуры Курского района. Женат, двое детей, две внучки |
– Какое там решение! Это была простая детская забава. Я жил в живописном месте – в деревне Шиповка Мантуровского района. Дом находился в лесу. Соловьёв там было море! Я их слушал и повторял за ними.
А самой технике меня научил друг Алексей Михайлов. Как-то пошли с ним на рыбалку. Рассвет. Клёва нет. Птицы петь начинают. А Лёха стал подсвистывать соловью. Да так ловко, красиво. Потом я по пятам за ним ходил – научи. Он был на два года старше меня. Вот девушку домой после клуба проводит, потом меня свистеть учит. Как ставить зубы, губы, какой должен быть свист – где густой, где насыщенный. Он технику знал, понимал, но свистом не увлекался. Учились так, что бабы деревенские заволновались: «Что это соловей в несвойственное ему время поёт – наверное, к засухе».
А дальше уроки я стал брать у самих соловьёв. Соловья возможно вызвать на пение. Надо только чётко воспроизвести именно его трель, иначе не приблизится. Мне удавалось хоры собирать – птиц пять-семь подлетали. И сейчас такое возможно. Только соловьёв меньше стало.
«Маленькое чудо»
АиФ: – Помните своё первое выступление?
В.Н.: – Выступал в первый раз лет в 11–12. Мы построили новый дом. Было новоселье – все родственники собрались. Я к тому времени уже немного посвистывал. Вот меня и попросили под гармошку исполнить трели соловья. На настоящую сцену с номером «художественный свист» я вышел в пятом классе.
А потом поехал в Тим на смотр художественной самодеятельности. Потом в Курск. Выступал в Воронеже – на Всесоюзном фестивале художественного творчества. Потом – в Кремлёвском дворце съездов. В 14 лет меня включили в список советской делегации Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Я там был самым юным участником. Меня заметил профессор ГИТИСа Иосиф Туманов. И вот он меня включал во все значимые сборные со всего Советского Союза концерты.
АиФ: – Школа на время гастролей была забыта?
В.Н.: – Пропусков в школе из-за гастролей у меня было очень много. После всемирного фестиваля поставили вопрос, какое образование мне давать. Партия определила, что мне нужно учиться в музыкальном училище. Для того чтобы туда поступать, надо было окончить музыкальную школу – у меня же никакой подготовки. Но меня приняли почти без экзаменов. Это было такое волевое решение курского обкома партии. Секретарь обкома Таисия Архипова дала распоряжение: «Принять этого парня без экзаменов, так как он не раз защищал честь Курской области на всероссийских концертах, фестивалях, конкурсах, и послать в деревню Шиповка телеграмму, чтобы приезжал получать профессиональное образование». Правда, приняли меня на класс баяна. О художественном свисте на время пришлось позабыть.
АиФ: – Владимир Дмитриевич, из чего состоял ваш концертный номер?
В.Н.: – Мой преподаватель композитор Фёдор Гольцев написал песню «Ой, соловей». Под эту композицию балетмейстер Владимир Ефимов поставил номер. Я свистел под аккомпанемент хора, ансамбля баянистов и танцевальной группы. Мы половину СССР объездили с этим коллективом. Но 100 человек из-за одного номера вывозить было сложно. Поэтому потом меня посылали с баянистами одного. Во Франции, Швеции, Германии, Польше был.
АиФ: – Как к вам относились в то время? Как к маленькому чуду?
В.Н.: – Думаю, да. Людей, насвистывающих соловьиную трель, я не встречал. Как-то на Всесоюзном фестивале самодеятельного творчества СССР собрались все, кто работал со свистом. На репетиции посмотрел на нас Иосиф Туманов. Потом приглашал на концерты только меня. Потому что кто-то работал с берёстой, кто-то на свирелях. А я работал без «специальных средств», только своими силами, как соловей. Поэтому люди смотрели на меня с удивлением и восторгом.
Но мне кажется, большую роль тут сыграло ещё и то, что я «соловей» именно из Курска. Символично так получается. О Курске знают только по соловьям и по Курской дуге. Может быть, если бы я был из Воронежа, я и не стал бы таким знаменитым.
Славы хватило
АиФ: – Есть ли у вас ученики, преемники?
В.Н.: – Если бы был кто-нибудь талантливый, если бы видно было, что от него толк будет, тогда бы я с ним позанимался. Но пока я таких не встречал, да и никто не обращался.
АиФ: – Нужны ли для исполнения художественного свиста особые данные?
В.Н.: – Нужен хороший слух, крепкое дыхание. Пение же надо воспроизводить в течение четырёх-пяти минут. Очень много усилий уходит на то, чтобы удержать этот звук. Чтобы он был насыщенным, красивым, напористым и пронзительным. Что-то от природы должно, наверное, быть. Это чем-то похоже на работу с духовыми инструментами. Трубачами, например, тоже не все могут стать.
АиФ: – Владимир Дмитриевич, а на программе «Минута славы» выступить не хотели бы?
В.Н.: – В своё время я участвовал в передаче «Шире круг». Недавно приглашали меня в программу «Говорит и показывает» на НТВ. Мы уже договорились, что я буду участвовать (в тот день по делам был в Москве), но всё-таки отказался.
АиФ: – Почему?
В.Н.: – Не знаю, почему. Но меня это как-то не привлекает – светиться на телевидении. Зачем? Аплодисменты, возгласы восхищения – это было интересно сначала, по молодости. Я это ощущал, знал, насытился этим. А сейчас мне и своей работы хватает.