По заданию партии
45 лет назад известный в то время юрист Иван Христенко даже подумать не мог, что большую часть своей жизни посвятит музейному делу. Закончив в 1957 году с красным дипломом юрфак МГУ, он по распределению попал в Липецкую область. А в октябре 1967 года председатель райкома партии поручил ему ответственное задание - в течение суток создать в Долгорукове собственный краеведческий музей.
- Я тогда за голову схватился, - вспоминает Иван Александрович. - Как же это - за сутки музей создать?! А потом подумал и открыл музей прямо в райкоме. Первыми экспонатами стали старинная мебель: стул и стол. Потом сельские мальчишки где-то откопали каски времён войны и гильзы. Я принёс мешок земли, высыпал её в комнате и туда же поместил находки. Получилась реконструкция битвы ВОВ.
В конце 80-х годов власти района отдали под музей ветхое здание. Пришлось Ивану Христенко чуть ли не в одиночку ремонтировать старинный дом и делать к нему пристройки, иначе большая часть экспозиций просто бы не вошла. Какое-то время фонды музея пополняло государство. Но после того как власть поменялась, стране стало не до «христенковского» творения, и, чтобы сохранить музей, Иван Александрович стал сам создавать экспонаты - из подручных материалов: песка, воды, цемента, арматуры и разного ненужного хлама. Так, одной из первых работ стала миниатюра из папье-маше: на спине Горбачёва стоит Ельцин и теннисной ракеткой разбивает на куски КПСС, а рядом американец положил ноги на перестройку. Разве кого-нибудь такая композиция оставит равнодушным?
От Долгорукого до Козьмы Пруткова
Сегодня в музее кого только нет: и представители царских семей, писатели, поэты, политики, и простые труженики. Вот, к примеру, сгорбившаяся от тяжёлой ноши крестьянка: за спиной у неё огромный сноп колосьев.
- Каждый колосок обозначает бесплатные трудодни в колхозе, от которых в итоге крестьянка и померла, - объясняет Иван Александрович. А вот «полководец советской педагогики» - Макаренко, рядом собственноручно нарисованная Богоматерь, которая приснилась Тамерлану, а под потолком булгаковская Маргарита со свечой в руках. Часть экспонатов размещена во дворе музея. Здесь памятники боярыне Морозовой, великому философу Спинозе, генерал-лейтенанту Ивану Руссиянову, внизу которого написана коронная фраза, брошенная им в адрес маршала Жукова: «На этом участке фронта командую я!». Особая гордость Христенко - скульптура князя Юрия Долгорукого. Для смотрителя музея этот человек - настоящий герой.
- Юрий Долгорукий был опытный военачальник и уважал своих подчинённых. Не то, что наши генералы, которые в первую Чеченскую кампанию бездумно отправляли на смерть 18-летних пацанов, - объясняет Иван Александрович. Особое место в музее отведено философу Козьме Пруткову. Он хоть и вымышленный персонаж, но создавался братьями Жемчужниковыми, которые родом из этих мест. Кстати, их знаменитый афоризм - «Зри в корень», считает Христенко, до сих пор людьми так и не понят. По его мнению, все проблемы человечества от того, что оно как раз не умеет зрить в этот самый корень.
Что имеем - не храним?
Рядом с Козьмой Прутковым - скульптура композитора и дирижёра Сергея Василенко, который тоже родом из этих мест. Кстати, большинство памятников в музее посвящено людям, которые так или иначе оставили свой след в истории Долгоруковского района.
- Василенко часто приезжал на свою историческую родину, - рассказывает Иван Христенко. - Но до того момента, когда его собрались награждать орденом Ленина за заслуги перед Отечеством. Он не хотел, чтобы люди подумали, что он скучает по своему буржуазному прошлому. И вот за несколько дней перед награждением, Василенко приезжает в Царёвку в последний раз. Он взял из дома кружку и пошёл к реке, зачерпнул воды и, сделав несколько глотков, мысленно простился со своей родиной.
Кстати, скульптурная композиция так и называется - «Прощание с родиной». А вот скульптура ещё одного земляка Ивана Христенко - поэта Юрия Берестнева, чьи стихи так и остались не понятыми его современниками. По задумке автора, Берестнев как будто прыгает в пропасть, а супруга удерживает его от падения.
- Он не боялся власти и в стихах выражал своё недовольство, - поясняет Иван Александрович. - В лютый мороз ходил с отпечатанными на принтере листками своих стихов и клеил их на окна домов, магазинов, учреждений.
На вопрос, появятся ли в музее новые экспонаты, Иван Александрович отвечает: в ближайшее время вряд ли, сейчас главное - сохранить то, что имеется. Все экспонаты давно нуждаются в реставрации. Но деньги на музей власти выделяют неохотно. Вот и приходится Ивану Александровичу тратить на ремонт всю свою пенсию. Но, говорит, в отличие от чиновников, денег на это дело ему не жалко.