Между тем, последствия этого членства Воронежская область почувствует уже в ближайшее время. Снижение торговых пошлин и ограничение возможностей поддержки местного производителя – серьёзное испытание для региональной экономики.
Считаем убытки
По мнению многих экспертов, нашей области, как и большинству регионов страны, придётся подсчитывать убытки. Под вопросом – развитие сельского хозяйства и пищевой промышленности, им будет тяжело конкурировать со странами с более благоприятными природными условиями. Предприятия машиностроения, сотрудники которых работают за станками, выпущенными 30-40 лет назад, тоже не смогут противостоять валу высокотехнологичного импорта.
– В наименьшей степени негативным последствиям вступления в ВТО подвержены отрасли добычи и переработки минерального сырья, – отметил Игорь БРИГАДИН, заместитель руководителя Департамента промышленности и транспорта Воронежской области.
Он озвучил прогноз аналитического агентства Strategic Business Solutions, согласно которому совокупный негативный эффект для региональной экономики может составить 76-73 млрд рублей. Эксперты агентства рассчитали потенциальный объём выпуска продукции, который, при сохранении нынешних темпов роста, мог бы быть достигнут в 2020 году, и определили, насколько он сократится из-за вступления в ВТО. Так вот, в целом региональная экономика потеряет 22,4-23,6%. При этом прямые потери роста составят 5,5 - 6,3%, а его упущенные возможности – 16,9-17,2%. Это приведёт к сокращению 67-139 тысяч рабочих мест.
Упущенные возможности
Уже 23 августа пошлина на ввоз живых свиней, составлявшая 40%, но не менее 0,5 евро за 1 кг, снизилась до 5%. Одновременно с 15 % до нуля упала пошлина на ввоз свинины в рамках квоты. Пошлина на поставки вне квоты снизилась с 75% до 65%. Так что одной из самых динамично развивающихся отраслей регионального сельского хозяйства предстоит выдержать жёсткую конкуренцию. В масштабах России потери, согласно прогнозу, составят 7% от объёма производства 2020 года. А упущенные возможности роста, в результате сокращения инвестиций, будут равняться 34%. Кстати, соседняя Украина при вступлении в ВТО потеряла 15% ВВП.
– То, что недоразвалил МВФ, окончательно добьют три другие буквы - ВТО, – считает Владимир ШЕВЧЕНКО, профессор Воронежского государственного аграрного университета (ВГАУ). – И самый первый удар придётся по сельскому хозяйству. Потери будут колоссальными. Мы можем полностью потерять такие отрасли, как овощеводство и садоводство. Под угрозой также окажутся все направления животноводства. Мы и сейчас неконкурентоспособны, а после вступления в ВТО и вовсе сдадим позиции. О сельскохозяйственном машиностроении можно вообще забыть – более дешёвая и более производительная импортная техника полностью выдавит с рынка отечественную.
Может, наоборот?
Аналитики считают, что на областной экономике отрицательно скажется снижение пошлин на растительные и животные масла и жиры, тяжёлое и энергетическое машиностроение, электронное, оптическое и электрооборудование. Нелегко придётся производителям сахарной свёклы. Этой культуре предстоит соревноваться с сахарным тростником, импорт которого теперь значительно вырастет.
А вот производители минеральных удобрений, нефтепереработка и нефтехимия в проигрыше не останутся. Эти отрасли изначально ориентированы на экспорт, и за последние несколько лет были значительно модернизированы.
– Планируемая сторонниками немедленного вступления в ВТО последовательность шагов - сначала откроем границы, а экономика сама потом модернизируется – представляется ошибочной, – уверены эксперты агентства Strategic Business Solutions. – Нужно действовать с точностью «до наоборот»: сначала повысить конкурентоспособность, а потом уже открывать рынки… Членство же в ВТО на текущих условиях способно нанести вред нашей экономике.
Впрочем, время предупреждений прошло. Выбор сделан и скоро всем нам предстоит пережить перемены, которые уже сравнивают с реформами Гайдара.