В нынешнем году Военно-воздушным силам России исполнилось 100 лет. Липецк по праву считает себя сопричастным к этой дате.
Один из тех, кто навсегда влюблён в небо, в военную авиацию, – сегодняшний гость «АиФ-Липецк», полковник Сергей ПРОКОФЬЕВ.
Мечта из детства
– Сергей Николаевич, как пролегала ваша дорога в небо?
– Именно так, как и у большинства мальчишек моего времени, – книги об авиации, романтика покорителя неба. Немаловажным фактором являлось и то, что профессия военного, защитника Отечества пользовалась всесторонним авторитетом и уважением в обществе.
– А как отнеслись родители к выбору профессии?
– Когда встал вопрос о том, чем заняться после окончания школы, мои родители, сельские педагоги, не ограничивали моего права на выбор. Так я поступил в Армавирское лётное училище. Первое назначение после получения лейтенантских погон – Забайкальский военный округ. Потом – служба в Приволжском, Белорусском военных округах, Западной группе войск. Закончив учёбу в военной академии, в 1997 году был назначен на должность командира эскадрильи в Липецк. Вот так уже 33 года служу в Военно-воздушных силах.
Главное богатство авиации
– Вы 15 лет связаны с Липецком, но, наверное, и до назначения были наслышаны о прославленном авиацентре?
– Как и многие мои коллеги, военные авиаторы, не раз проходил здесь переподготовку на новую авиационную технику, которая поступала в «строевые» части. Липецк всегда был Меккой Военно-воздушных сил, фронтовой авиации. Липецкий авиацентр – это особое место, где всегда были собраны специалисты самого высокого уровня профессиональных знаний и мастерства. Для многих из офицеров, в том числе и для меня, учителем № 1 был и остаётся прославленный российский военный лётчик генерал-майор Александр Николаевич Харчевский. Слова благодарности хочется высказать Игорю Юрьевичу Кулешину, с которым мне довелось летать в одной паре. Полковник, командир полка Александр Владимирович Ищенко сегодня на заслуженном отдыхе, но не теряет связь со своими боевыми товарищами, часто посещает авиацентр. Таких же слов уважения заслуживают наши Герои России – Олег Викторович Сторожук, Владимир Иванович Богодухов, Александр Петрович Петров, Герой Советского Союза Юрий Иванович Чурилов. Эти и многие другие военные авиаторы Липецка всегда были и остаются яркими, индивидуальными личностями с которых нужно брать пример отношения к порученному делу, к их высочайшей профессиональной подготовке.
«Соколы», «Витязи», «Стрижи»…
– Липецкий авиацентр известен всему миру прежде всего своей прославленной пилотажной группой…
– Возглавляемые полковником Александром Ивановичем Гостевым «Соколы России», которые базируются в Липецке, – это, наверное, единственная группа, которая демонстрирует зрителям на показательных полётах и различных авиашоу не «парад самолётов», а манёвренный воздушный бой, максимально приближенный к реальным ситуациям. В составе Липецкого авиацентра находятся также пилотажные группы «Витязи» и «Стрижи». И всё же я бы не оценивал наш авиацентр через призму показательных полётов. Поставленные перед авиацентром задачи намного шире и глубже, и решаются каждодневной кропотливой работой. Не напрасно девиз авиацентра – «Учить воевать самолёты, пилотов учить побеждать!». Расшифровывается он просто. Вся новая авиатехника, перед тем как поступить в войска, предварительно направляется в Липецкий авиацентр. Именно у нас исследуются заложенные в новых машинах технические возможности, проходит их максимально эффективная адаптация к боевому применению. И параллельно мы обучаем тех специалистов, которые будут выполнять полёты на этих самолётах, обслуживать их на земле, готовить к боевому применению. Путёвку к службе в военно-воздушных частях России в Липецке получили сотни типов и модификаций новых боевых самолётов и тысячи офицеров лётного и технического состава ВВС.
Полёты с президентами
– Липецких лётчиков в среде профессионалов называют «пилотами президентов», откуда такие характеристики?
– Конечно, не все полёты на боевых машинах авиации, которые выполняли и Дмитрий Анатольевич Медведев, и Владимир Владимирович Путин, совершали с ними липецкие лётчики. Но были и случаи, когда президенты России становились членами липецких экипажей. Владимир Владимирович летал с нашим командиром Александром Николаевичем Харчевским, а Дмитрий Анатольевич участвовал в полёте на Су-34 вместе с начальником отдела боевой подготовки авиацентра, полковником Юрием Дмитриевичем Грицаенко. Президенты на боевых машинах летают не часто, и все наши авиаторы гордятся, что такие сверхответственные полёты были доверены лётному составу четвёртого авиацентра.