Белгород, 26 марта – АиФ-Черноземье
«Любая плоскость – за счастье!»
АиФ: – Сергей, где вы учились рисовать? Расскажите о себе.
С.Р.: – Я рисовал с детства, но в художественную школу не ходил, учился сам, и, наверное, хорошо, что не был испорчен художественной школой, не убили во мне желание рисовать. В детстве рисовал везде, даже гвоздём на мебели, за что бывал наказан – особенно свежая мебель привлекала, в гостях, всякие румынские гарнитуры… В школе тоже парты были, и вообще любая плоскость была за счастье. Учился в школах № 3, 10, 31, после восьмого класса поступил в мореходку.
АиФ: – Почему вдруг?
С.Р.: – Всегда морем болел, но не случилось – три месяца там только смог пробыть. Те ещё места – Медвежьегорск, город такой в Карелии, за Петрозаводском, – у них там случилась авария, заморозили нас – вся общага была заморожена, укрывались матрасами, отремонтировать не смогли, и нас всех распустили на месяц по домам. Я в Белгород приехал, посмотрел – все гуляют, где-то учатся, – и назад не вернулся. Мечта о море так и осталась мечтой. Потом армия, служил два года в Литве, в ВДВ. После армии вернулся и попал в самое интересное время – конец 80-х. Мы с Геной Головским росли в соседних дворах, вместе играли в группе ещё до армии, и он говорит – давай снова играть. Так возникла «Пилорама КЗ». Хороший был, как сейчас модно говорить, «проект», а тогда говорили «группа».
АиФ: – На чём в ней играл?
С.Р.: – На чём я только не играл! Мы начинали с такого скиффл-панка – я играл на стиральной доске. Помимо этого – гитара, бас-гитара, вокал.
Был с нами Олег Серебрянников – великолепный аранжировщик, музыкант, поэт, и вообще вокруг группы всегда были много замечательных людей. Играли в клубе «Энтузиаст», потом Валера Распопов позвал нас в рок-клуб, в «Юбилейный», и там мы уже увидели, что в городе есть прямо-таки музыкальное общество, много интересных групп - «Оркестр Деда Мазая», «Чёрный свет», «Доктор», «Атташе», «РГМ». Сейчас в «Одноклассниках» у меня есть сообщество «Белгородский рок-клуб», там много тех, кто с нами был тогда, выкладываем фото, записи, видео.
Встреча с мастером
АиФ: – Живопись для вас – ремесло или искусство?
С.Р.: – Знаете, то, что я делаю, – никакая не живопись – это ремесло, умение. Ко мне приходят ребята учиться, говорят что-то про искусство – я им объясняю, что нет, это до категории искусства ещё дорастёт или нет – неизвестно. Искусство ли то, что у меня получается, – вообще не мне судить, есть люди, зрители – путь они и судят.
АиФ: – Можно подумать, в то, что вы делаете, вы не вкладываете душу? Значит, это уже не только ремесло?
С.Р.: – Душу я вкладываю, конечно. Вот у меня был цикл «Неопещеризм», по аналогии с наскальными рисунками, он мне очень нравится - был какой-то определённый период, я их рисовал, шла какая-то энергия - а потом всё, как отрезало. Где-то там краник перекрылся, и всё.
Благодаря моему учителю Владимиру Владимировичу Козьмину – царство ему небесное! – я приучился к гравюре, эстампу. Он долго со мной возился. Настолько был замечательный человек! Как не хватает сейчас его совета, и пойти уже не к кому, ушёл настоящий, последний мастер!
АиФ: – А как вы к нему попали?
С.Р.: – Я работал одно время в типографии, там сидели ретушёры, а я был на формовке, и они всегда проходили через наш цех, у них там был свой уголок. Козьмин увидел как-то мои рисунки, сказал – приноси ещё. Это был 90-й год. Посмотрел, говорит – я кое-кому покажу. А у меня уже было несколько папок с рисунками. И в один прекрасный день он говорит – пойдём к Косенкову. Я тогда первый раз попал в мастерскую Косенкова, где сейчас музей. Помню, мне она показалась огромной, как футбольное поле, и где-то там в глубине сидит он, мэтр. Он уделил нам внимание, где-то полчаса рассматривал мои творения, закорючки всякие. Разложил на две кучки – в одной совсем мало, а другая большая, и про малую говорит – с этим можно работать. Уже потом мы в мастерской у Владимира Владимировича делали гравюры, экслибрисы.
Военно-историческая реконструкция
АиФ: – Это всё работы серьёзные – а карикатуры вы делали для души?
С.Р.: – Нет, это тоже была работа на заказ. Обычно мне давали задания на определённые темы – печатался во многих местных изданиях, в неформальных журналах, таких как «Огни большого города» Жени Крамского, «Рок-н-роллер», «Наш Белгород», «Альтаир» Кости Битюгина. Был тогда какой-то угар такой политический, это всё было очень актуально.
АиФ: – Сергей, вы ещё занимаетесь оформлением книг, причём, как я слышала, в некоем «психоделическом» стиле?
С.Р.: – Да какая там психоделика! Просто бывает очень мало времени, чтобы сделать заказ. Опыт у меня и правда есть – я, например, оформлял первую книгу Крупенкова про старый Белгород; в общем, около десятка книг оформил.
АиФ: – Чем ещё занимаетесь последнее время?
С.Р.: – Не так давно открыли в Белгороде детскую анимационную студию – идея была Жеки Крамского, - в деловой библиотеке собираемся с детьми два раза в неделю, уже сделали где-то 12 мультфильмов. А ещё я увлёкся военно-историческим движением с 2010 года, мы сделали военно-исторический клуб «Подвиг», в прошлом году работали с музеем «Третье ратное поле России», даже сделали в мае прогон – а потом нам сообщили, что реконструкцию Прохоровского сражения 12 июля будут проводить москвичи. Да, у них больше опыта – но мы бы сделали не хуже того, что в результате получилось в прошлом году. А в этом году, юбилейном, вообще не будет реконструкции, – это позор, по-другому не скажешь! Под Москвой 12 июля будут проводить реконструкцию Прохоровского сражения. А мы не при делах – дорого….
Что-то изменилось в головах у людей.
АиФ: – Ваша юность – это рок-клуб, рок-н-ролл, – нет сейчас тоски по тому времени?
С.Р.: – Есть какая-то ностальгия, много было ребят замечательных, которые сейчас уже ушли – мы тут живём, небо коптим, а ребята сгорели ярко, и что-то после себя оставили. Я порой чувствую себя старым – вот не врубаюсь в эти новые молодёжные моды, течения, хоть и понимаю, что они сейчас тоже как-то по-своему протестуют. Мы были другими…Возрастная психология (смеётся. - Ред.).