Орёл, 26 июня – АиФ-Черноземье. Трудовой коллектив муниципального «Трамвайно-троллейбусного предприятия» вызвал «на ковёр» областную и муниципальную власть. Юрий Парахин, зампредседателя правительства области и руководитель блока финансово-экономического развития, и Михаил Берников, глава администрации Орла, не рискнули проигнорировать приглашение, хотя понимали, что услышат много нелицеприятного.
И как выжить?
Орловское «Трамвайно-троллейбусное предприятие» пока ещё является одним из лучших транспортных предприятий России, но проблем здесь – до критического предела. И прежде всего все усилия транспортников сводит на нет затяжной дисбаланс уровня себестоимости и уровня тарифов. При существующем тарифе в 11 рублей одна поездка пассажира предприятию обходится в 19, колоссальная разница и между заявленной и реальной ценой льготного проездного билета. Но её никто не компенсирует! И как выживать?
Как следствие недофинансирования, – низкий уровень заработной платы и отток высококвалифицированных специалистов. Не задерживается надолго и молодёжь. На сегодня недокомплект составляет 600 человек – это более 30% от всего штатного расписания! Иными словами, положение критическое. При этом все понимают: если город потеряет социально значимое предприятие общественного транспорта, никогда никакие частники не смогут обеспечить городские перевозки людей собственными силами. Понимают и… ничего не делают.
Трёхзначные бомбилы
В прошлом году с пятой попытки был, наконец, проведён городской конкурс маршрутов среди частных перевозчиков. Но нелегалы благополучно переместились на так называемые «трёхзначные» областные маршруты и спокойно «бомбят» на всех городских остановках, лишая муниципальный транспорт пассажиропотока и выручки. Эти «трёхзначные» практически неприкасаемы, поскольку все знают, что покровители их сидят в областном и городском парламентах.
Год назад благодаря усилиям губернатора были выделены средства на покупку одного трамвая и одного троллейбуса. Трамвай не купили, а конкурс на поставку троллейбуса выиграла фирма, которая пыталась поставить троллейбус, не отвечающий заявленным техническим характеристикам. Более того, выяснилось, что она никогда и не производила троллейбусы. В этом году обещанный трамвай, наконец, приобрели, ну а конкурс на покупку троллейбуса выиграла… опять та же фирма! Почему-то чиновники не внесли её в «чёрный список» и опять допустили к торгам. Такая вот забота о пассажирах.
Показательно, что вопрос по обновлению состава электрического пассажирского транспорта вообще не внесён в городскую программу подготовки к 450-летию Орла. Между тем, парк настолько изношен, что необходимо ежегодно покупать по 10 новых трамваев и троллейбусов.
Пообещали…
В ответ Михаил Берников пожаловался на скудный городской бюджет, а по поводу низкой зарплаты попытался перевести стрелки на руководство ТТП, за что был освистан. Что касается Юрия Парахина, то он пообещал разобраться с нелегалами и получил от коллектива напутствие – выйти с инициативой в облсовет, а затем и в Госдуму по поводу изменения закона, который сегодня относит пассажирские электротранспортные предприятия к производственным, что позволяет энергетикам драть три шкуры за электричество, от стоимости которого во многом зависит цена пассажирских услуг.