Примерное время чтения: 9 минут
313

Дело врачей: чем больше людей вылечил, тем выше заработная плата

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. АиФ-Тамбов 26/06/2013

Тамбов, 1 июля – АиФ-Черноземье. Честно говоря, мы не ожидали такого резонанса на статью «Дело врачей», вышедшую 5 июня этого года. В ней мы затронули лишь некоторые проблемы, которые сегодня мешают развиваться региональной медицине. Поэтому «АиФ-Тамбов» решил ещё раз вернуться к этой теме.

Выводы сделаны правильно

Языком цифр
Средняя зарплата врача по стране в мае 2013г., по данным Минздрава, составляла – 33,1 тысячи рублей, среднего медицинского персонала – 20 тысяч. У Росстата другие сведения: зарплата врача – 22 тысячи рублей, среднего медперсонала – 13 тысяч. Росстат даёт средний заработок на одну ставку, а Минздрав считает реально заработанные в отрасли деньги. При министерстве создана рабочая группа по пересмотру нормативов труда медработников. Время на приём одного больного уже увеличено. У терапевта, например, – до 20 минут, у психиатра – до 40-45 минут.

За первые два месяца 2013 года зарплаты врачей снизились в 47 регионах из 83. Об этом сообщил Росстат. Это и послужило поводом для наших публикаций. Поэтому мы и решили узнать, сколько же сегодня зарабатывают врачи и медицинские сёстры в нашей области. Но когда мы готовили к публикации предыдущий материал, из-за некоторых бюрократических проволочек областного фонда медицинского страхования редакции «АиФ-Тамбов» не удалось оперативно получить данные по заработной плате. Нужно отдать должное, руководство ОМС сделало правильные выводы из статьи и встретилось с редакцией «АиФ‑Тамбов». Кстати, большинство медучреждений работает именно в системе медицинского страхования. Лишь психиатрия, противотуберкулёзные и некоторые другие виды лечебных учреждений содержатся областным бюджетом.

По словам директора территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области Тамары Фроловой, за пять месяцев этого года средняя заработная плата в региональной системе ОМС увеличилась на 12%. Это даже выше, чем в некоторых других регионах. Но проблема в том, что старт был взят – низкий – 13 450 рублей.

Сегодня в среднем тамбовский медработник зарабатывает 15 тыс. рублей. Поэтому ставится задача до конца года перешагнуть планку – 17 182 рублей, то есть выйти на средний уровень оплаты труда по региону. Тамара Ивановна говорит, что это вполне достижимая цель.

Тем более, что система обязательно медицинского страхования выстроена так, что конечная сумма в ведомости напрямую зависит от загрузки доктора: чем больше людей вылечил, тем выше заработная плата. Уже сегодня есть в Тамбове поликлиники, где её рост составил 22%.

Профилактика                 

В тему
Президент РФ Владимир Путин поставил задачу по разработке комплекса мер для обеспечения системы здравоохранения медицинскими кадрами. В этой связи заработная плата врачей к 2018 году должна увеличиться до 200% от уровня средней по экономике региона, а среднего медперсонала – на 100%. Получается: если к 2018 году обязательства по повышению заработной платы всех медиков будут выполнены, то они «съедят» две трети всех средств на здравоохранение. А на все остальные нужды, то есть на лечение людей, профилактику, диспансеризацию

и т. п. останется всего одна треть совокупного бюджета. Такого соотношения не знает ни одна социальная отрасль. И вывод напрашивается один: решить эти проблемы по стандарту не получится, нужны инновационные подходы.

Но не всё так просто. Один доктор-офтальмолог пожаловался, что с пациентами просто беда, хоть выбегай на улицу и тащи к себе на приём в кабинет. В этом смысле везёт больше участковым – у них всегда есть работа.

Я рассказал об этом в ОМС. На что мне вполне резонно возразили, что большинство врачей в поликлиниках работают по старинке, ждут, когда к ним сами пожалуют пациенты. А нужно ходить по своим участкам, заниматься профилактической работой, выявлять болезни на ранних стадиях, тогда и лечение будет более эффективным. Но как это сделать практически? Например, тот же офтальмолог может прийти в школу и провести там не только профилактическую беседу, но и осмотреть ребят. Словом, нужно искать новые подходы.

Нет времени                            

Мнение власти

Депутат Тамбовской городской думы Артём Александров:

– Одним из основных показателей доступности услуг в сфере здравоохранения является количество медицинских учреждений. По последним данным Тамбовстата, число больничных учреждений в регионе составляет – 61, а в 2000 г. было 142 больницы. Следовательно, сокращается и количество больничных койко-мест: с 15 тыс. до 11 тыс. Число поликлиник сократилось на 63%, с 223 до 83! Аналогичная картина с фельдшерскими пунктами, в 2000 г. их было 573, сейчас осталось 479. Особенно тяжёлая ситуация в сельской местности, где проживает 40% населения области. Основной удар по сокращению числа медицинских учреждений пришёлся именно на село.

Еще одна из нынешних проблем – это загруженность доктора бумажной работой. Специалисты утверждают, что до 70% рабочего времени уходит на составление различных отчётов и лишь 30% – на общение с больным. Это недопустимо. Но отчёты нужны – это финансовые документы, на их основе ОМС перечисляет деньги тому или иному медучреждению. Тем не менее до Нового года предполагается ввести электронный документооборот в медицинских учреждениях. Сейчас разрабатываются специальные электронные формы, которые будет проще и быстрее заполнить.

Комментарий специалиста

Директор территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области Тамара Фролова:

– Нам пока не удалось существенно увеличить рост заработной платы на скорой помощи в Тамбове и Мичуринске. С января 2013 г. они перешли в систему обязательного медицинского страхования. Мы долго думали, по какому принципу вести их финансирование. Сегодня в стране приблизительно 50% аналогичных учреждений финансируется по душевому принципу (то есть по установленным нормативам) и остальные 50% – по количеству вызовов (то есть по факту выполненной работы). Мы пошли по первому пути. То есть выделили столько же средств, сколько было в бюджете скорой помощи в прошлом году. Получается, что мы не увеличили, но и не снизили объём финансирования. По итогам работы I полугодия будем пересматривать этот вопрос. Но пока трудно сказать, сможет ли скорая работать по другому принципу финансирования, когда заработная плата врачей и фельдшеров будет напрямую зависеть от количества вызовов.

В целом необходимо перестраивать работу этой структуры, то есть избавить её от несвойственных функций. Только тогда можно добиться улучшения качества медицинского обслуживания населения. Сегодня в каждой городской поликлинике есть неотложная помощь. Но эта служба не задействована в полной мере. Поэтому вся нагрузка ложится именно на скорую. Если человеку понадобилась действительно экстренная медицинская помощь, то тогда нужно вызывать скорую. А если произошло обострение давней хронической болезни и жизни пациента ничего не угрожает, то достаточно и «неотложки» из поликлиники. Поэтому и время прибытия у них разное. По нормативам скорая должна приехать через 20 минут, «неотложка» – через 2 часа. А сегодня скорая выезжает по любому поводу, поэтому и возникают сбои в её работе. Чтобы этот вопрос отрегулировать, необходимо наладить взаимодействие между скорой помощью и поликлиниками. Важная роль в этом деле отводится диспетчерам. К ним поступают все звонки по 03. Диспетчер должен быстро разобраться, кому и какая помощь необходима. Сегодня ОМС пытается отрегулировать взаимоотношения между скорой и «неотложкой».

Думать надо

Валерий Седых, журналист:

– У нас, говорят, медиков сильно не хватает. Процентов на тридцать. Кое-где на сорок или сорок пять…

И приоритетным направлением охрану здоровья объявляли. Лет восемь назад. И зарплату обещали ой-ой как повысить. И ремонт, наверное, всех поликлиник по-ударному провели, даже не очень износившихся. И, может быть, квартиры вот-вот станут давать – на одного однокомнатную, а на двоих, с мужем, двухкомнатную, – всё равно не хватает.

Причин, конечно, много, и, думается, они все в основном проанализированы и к очередным приоритетам отнесены.

А вот одна, по-моему, ещё не учтена. Это отвлечение врачей (и медсёстрам, конечно, достаётся) от лечебного процесса на разные бумаги. Как раньше классика одного цитировали: социализм – это учёт…

Сначала врач в карточку заносит список снадобья. Потом льготник – по лестницам и коридорам, чтобы в кабинете замзаведующей ТОГБУЗ ГКБ (звучит угрожающе) – не в какой-то мелкой канцелярии – всё это зафиксировать. Далее туда, где хорошие девушки на компьютере распечатывают рецепты на белых листах плюс штампы по ним шлёпают.

Следом ещё к одной-двум завотделениями, и снова к родному терапевту, который отвлекается на подписи и разрезание рецептов пополам, чтобы одну часть вклеить в карточку (контроль же!). И опять же печати и штампы, чтоб штуки три-четыре на каждом рецепте.

Ладно уж, у льготника с час уходит на эту процедуру, – а врачу-то каково, если у него за дверью очередь с талонами.

Понятно, что в пределах одной губернии это не решить (хотя – кто знает?). Но вопрос-то там, наверху, ставить можно.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах