Атака африканской чумы свиней (АЧС) затихла: в трёх районах Воронежской области – Богучарском, Петропавловском и Верхнемамонском – отменён карантин. Со дня на день его обещают снять в Калаче. Но, несмотря на то, что эпидемия как будто пошла на убыль, люди по-прежнему в панике: одни потеряли единственный источник дохода, другие боятся, что свиней отнимут и уничтожат и у них.
Тем более что пока по районам ходили «карательные бригады», никаких новых мер по борьбе с чумой не придумали. Все и вся осталось на местах. А значит, по-прежнему актуальны вопросы: что ждёт Воронежскую область после вспышек АЧС? Окажется ли частное свиноводство под запретом? И ещё: кому эпидемия сыграла на руку?
От греха подальше
Официально | |
---|---|
Как сообщили в областном управлении ветеринарии, работа мобильных групп, созданных в районах области, продолжается. Они выявляют и пресекают случаи перевозок свиней, продукции свиноводства, а также кормов для животных без документов и разрешений. Кроме того, они следят за тем, чтобы мясом не торговали в неустановленных местах.
Во всех районах проводится наблюдение за клиническим состоянием свиней и диких кабанов. Установлен контроль над перемещением продукции животноводства на рынках. Введён дополнительный мониторинг свиноводческой продукции на предприятиях региона. |
Вирус АЧС оккупировал юг области – в зоне поражения оказалось четыре района, под угрозой – ещё 12. Селяне лишились своих свиней – и больных, и, главным образом, здоровых.
«У нас народ разведением свиней живёт, – пишут на сельхозфорумах люди. – Зарплата от 3 до 10 тысяч! (10 – это уже единицы получают). Даже на коммуналку не хватает. Без хозяйства невозможно, детей в школу отправлять – свинка, ремонт – свинка и т. д. Свиньи у многих – единственное средство к существованию. Теперь нищеты прибавится»…
На сегодня в области уничтожено более 43 тысяч хрюшек. Вирус проник даже на крупное предприятие – «Новокриушанский свинокомплекс» (компания «Агроэко»), где была самая высокая IV степень защиты от инфекций! Кстати, половина убитых свиней пришлась как раз на долю комплекса. И вот, когда беда, казалось бы, позади, страсти в районах не утихают.
– Не пойму, что происходит! – возмущается Раиса Иванова, жительница села Большие Пески. – В воронежское село вернулись 30-е годы – по-другому не скажешь: только люди начали жить получше – заниматься хозяйством, растить скот, как набежали разные начальники и требуют всё пустить под нож. Боятся африканской чумы свиней, хотя где чума, а где наш Эртильский район – за сотни километров! Но уже ходят по дворам, предупреждают, стращают. Скажите, как жить? Как растить детей? На что их собирать в школу? Что есть? Люди только и живут, что своим хозяйством, в сёлах ни работы, ни заработков…
Селян в районах, не затронутых АЧС, уговаривают сдавать свиней на мясо, что при этом станет с людьми – мало кого волнует. Фермеров призывают заняться альтернативным животноводством: разводить овец, кроликов, коров, птицу… Только люди теперь боятся, что в следующем году их животных скосит сибирская язва, птичий грипп, какой-нибудь «бараний чих» или «кроличья ветрянка».
Зачистка территорий
Сейчас в сети активно обсуждаются версии – почему вдруг возник вирус, и зачем поголовно уничтожают даже здоровых поросят.
«Никто в глаза не видел результаты анализов на АЧС, – пишет ещё одна форумчанка. – Нашего главного ветврача телевидение просило предоставить результат, на что он ответил, что все документы в Воронеже. Никто не верит, что есть это заболевание. Со дня отправки внутренностей погибшего животного прошло более двух недель. За это время уже всё равно дохли бы свиньи, если АЧС. Но ни одного случая больше не было. Сегодня наше село осталось без свиней. Люди потемнели от горя, слёзы на глазах и проклятия в адрес власти. Страшно, горько и обидно. Многие не знают, как жить дальше»…
«В Богучаре хотят строить огромный свинокомплекс, – отзывается другой житель области. – Дыма без огня не бывает. Вот так убирают конкуренцию».
А ведь действительно, в частных и мелких фермерских хозяйствах области сейчас содержится почти пятая часть общего поголовья свиней – совсем немалая доля рынка. И та же АЧС вовсе не мешает чиновникам и бизнесменам строить планы о новых инвестпроектах.
Так, ещё недавно активно обсуждалось сотрудничество немецкого производителя мяса и мясопродуктов Tonnies Fleisch с ГК «Агроимпорт», которые приступили к строительству 10 свинокомплексов в Воронежской области общей мощностью
50 тыс. тонн мяса в год. Причём инвесторы заявили, что намерены впоследствии удвоить мощности своих региональных активов до 20 свинокомплексов в расчёте на экспорт (!). Обширные планы и у компании ООО «АПК «Агроэко». В ряде районов области планируется строительство второй очереди животноводческих комплексов.
Кстати, за последнее время один из крупнейших банков страны профинансировал 15 проектов в отрасли свиноводства на 5,9 млрд рублей, что позволило сформировать в регионе более 150 тысяч общего поголовья.
Защита не панацея
Ходят слухи о том, что власти и вовсе запретят разводить свиней в личных подсобных хозяйствах неблагополучных по АЧС районов, дабы уберечь от заразы крупные предприятия.
– Данный вопрос, как на федеральном, так и на областном уровне, ставится несколько иначе: не о запрете разведения свиней, а о применении при содержании свиней высокого уровня ветеринарно-санитарной защиты, – поясняют в областном департаменте аграрной политики. – То есть в обязательном порядке должно быть обеспечено безвыгульное содержание свиней, свиноводческое предприятие должно работать в режиме закрытого типа, обязательно наличие ветсанпропускника с полной сандушевой обработкой, сменой одежды и обуви, специальный режим работы транспорта для доставки кормов, исключение в течение двух предыдущих лет особо опасных бактериальных и вирусных болезней свиней.
Естественно, что обычный частник, который держит пяток-десяток поросят, не станет «заморачиваться», чтобы выполнить все эти требования. Мало того – их даже не на всяком крупном предприятии соблюдают. Тем не менее власти считают, что так мы убережём «инкубаторских» хрюшек. Хотя совсем недавно тот же «Новокриушанский» свинокомплекс высокая степень защиты почему-то не уберегла от АЧС
P. S. Когда верстался номер, стало известно, что ликвидировать поголовье свиней приходится и жителям Эртильского района. Причина – обнаружение АЧС в тамбовском селе Павловка, до которого от Эртиля рукой подать. Смертельная угроза завоёвывает новые территории.
Алексей Шахов, профессор, доктор ветеринарных наук, член-корреспондент РАСХН:
– Сегодня АЧС получила довольно широкое распространение по всей стране. Недостаточная эффективность мер по борьбе с вирусом связана с тем, что нет государственной программы по ликвидации болезни. Мы, например, боремся с чумой силами и средствами Воронежской области, но, конечно, тут нужна поддержка из центра.
Занос вируса АЧС на территории страны или региона – это катастрофа и экономическая, и социальная. Затраты на борьбу с болезнью колоссальные! Инфекция наносит чрезвычайно большой ущерб главным образом из-за высокой восприимчивости животных и затратных мероприятий по искоренению очагов.
В сёлах сегодня часто негде работать, поэтому для многих людей свиньи источник жизни. Владельцы стоят со слезами на глазах, когда у них изымают животных. Правительство области выделило большие средства на компенсационные выплаты, но разве восполнишь все затраты народа? Конечно, это очень тяжело для фермеров. Но проблема в том, что сегодня нет ни эффективной вакцины от АЧС, ни средств терапии. Поэтому «золотой стандарт» – это убой бескровным методом, сжигание трупов, санация территорий, установление угрожаемых зон (первая – 20-30 км, вторая – 100-150 км).
Николай Булавин, доцент ВГАСУ:
– Во всём происходящем явно просматривается интерес Запада – теперь на наших прилавках будет засилье иностранной продукции. Выглядела же эпидемия очень «красиво»: как простое локальное стечение обстоятельств.
Сейчас настораживает новая установка – надо разводить птицу и крупный рогатый скот. Конечно, обе эти отрасли у нас хорошо развиваются, особенно птицеводство. Но как только мы возродимся, выйдем на уровень западных стран и начнём с ними конкурировать – вот увидите – появится птичий грипп или что-нибудь ещё. Все мы хорошо помним, как ещё недавно сжигали фермы и уничтожали птиц. Но мы оправились и подняли отрасль на достойный уровень.
Поднимем производство говядины и телятины – а над этим региональные власти работают плотно – появится ящур. Из-за ящура уже истребляют крупный рогатый скот в Краснодарском крае и в Ростовской области. Так будет уничтожено всё, за что мы не возьмёмся. Ведь на каждого кролика найдётся какая-нибудь чумка…
Андрей Тимофеев, эколог:
– Меры, которые принимались в борьбе с АЧС, были варварскими. Свиней, заражённых вирусом, после введения снотворного сбрасывали в котлованы, обкладывали автомобильными покрышками и поджигали. Животные испытывали страшные муки, были случаи, когда действие снотворного прекращалось, и обгоревшие свиньи выскакивали из котлована и, убегая в поля, умирали. Вирус в этих случаях мог бесконтрольно распространяться дальше.
Сохраняются очаги и в дикой природе – кабаны уязвимы АЧС. Их истребление тоже опасно. Кабаны – санитары леса, уничтожив их, можно нарушить природный баланс во всей экосистеме.
Кстати, численность самих кабанов лишь недавно стабилизировалась, и то не везде. Массовые отстрелы животных, санкционированные для сезонной охоты 2013/14 годов, приведут к резкому сокращению популяции кабанов и возможному исчезновению в тех местах, где они появились относительно недавно и их численность неустойчива.
А вообще появление вирусных инфекций, уносящих многие жизни, на Земле происходит постоянно. Это естественный процесс, направленный в конечном итоге на повышение качества жизни, и вмешиваться в него человеку не следует. Нарушая природные законы, в данном случае человек думает только о своём благе и не учитывает естественный ход природных процессов.