О религиозности белгородцев
АиФ: – Сергей Дмитриевич, школьный курс «Основ православной культуры» в полной мере выполняет те цели, которые были поставлен изначально?
С.Л.: – Пока на эту тему среди жителей нашего региона проведено всего несколько исследований, что не даёт оснований для однозначного вывода. По своей дочери, которая изучает этот предмет в школе, могу сказать, что она теперь знает о православной культуре заметно больше, чем если бы в школьной программе его не было. Сразу отмечу, что изначальной целью введения этого предмета было знакомство детей с основами именно православной культуры, а не внедрение религиозного мировоззрения. Это не уроки Закона Божьего. Но, не зная основ веры предков, практически невозможно понять всю русскую историю и культуру. При этом, насколько я могу судить, изучение в школах «Основ православной культуры» не влияет на общую картину религиозности среди учащихся.
АиФ: – Как же тогда формируется религиозность современного человека?
С.Л.: – Социологические и психологические исследования показывают, что вера человека формируется в семье, причём, по-видимому, на самых ранних ступенях воспитания и развития личности. Интересно, что в дальнейшем человек может не стать религиозным и длительное время не проявлять склонности к этому. А потом, уже в зрелом возрасте, зачастую переосмысливает свою жизнь и обращается к религии. При этом тенденция такова, что во многих случаях он приходит к вере своих родителей, в первую очередь – матери.
АиФ: – А проводились ли социологические исследования религиозности белгородцев?
С.Л.: – В 2010 году такое исследование впервые проводилось у нас в регионе. Оно выявило, что уровень православной религиозности в Белгородской области на несколько процентов выше, чем в среднем по России. Для социологии это заметная цифра. Кстати, по данным исследований, никакие скандалы вокруг Православной церкви, случившиеся в последние годы, не смогли серьёзно подорвать доверия к ней россиян.
Единомыслие от равнодушия
АиФ: – Предстоящая конференция посвящена месту религии в современном мире. Актуальна эта тема для Белгородчины?
С.Л.: – Конечно, хотя обмирщение всех сторон жизни касается не только нашей области и не только православия.
Современность во многом противоречит основам жизни, которые исповедуются всеми традиционными конфессиями нашей страны. Каждая крупная религия выживает сегодня в самых жёстких условиях. Религия тратит на самосохранение основную энергию, жертвуя для этого своим развитием. В России это длится, как минимум, с середины XIX века. Не факт, например, что человек, воспитанный в православной традиции, сохранит свою веру в зрелом возрасте.
У традиционных религий сегодня две наиболее опасные угрозы. Первая – глобализация, которая, по сути своей, навязывает верующим любой конфессии крайне секуляризированные ценности эгоизма и материального преуспевания. Вторая – религиозный фундаментализм, который отрывает религию от общества, делает её антисоциальной. Собственно, они подпитывают друг друга. С одной стороны – «гей-парады», с другой – изуверство фанатиков. И чтобы преодолеть дикий хаос представлений, который возникает в результате, необходима не только твёрдая вера, но и интеллектуальный потенциал. Религия сегодня призвана впитать и переварить в себе всё лучшее, что накоплено и развито в светской культуре.
АиФ: – А «железный занавес» на пути наступления материальных ценностей глобализации может помочь сохранению и развитию религиозных традиций?
С.Л.: – Во-первых, в условиях современного информационного общества невозможен никакой «занавес». Да он и не нужен. Глобальные ценности – это не только голливудские фильмы или конкурсы красоты. Прежде всего, это товары, к которым мы давно привыкли. Сам процесс приобретения, шопинг, стал для многих источником наивысшей радости.
Идеал комфортной беззаботной жизни, в условиях максимального материального достатка, преобладает сегодня в массовом сознании. И нужно честно признать, что именно он зачастую составляет подлинное содержание нашей духовности, что наше единомыслие и единодушие часто основываются на элементарном равнодушии людей. Только такие вопиющие факты, как феномен «белгородского стрелка», могут сейчас всколыхнуть общественность, и то ненадолго. Большинству нет дела до того, что происходит вне пространства его частной жизни. А тотальное равнодушие чревато застоем во всём. Вместо того, чтобы как-то отвечать на вызовы современности, массовое сознание их игнорирует. Таким образом, интеллектуальное и духовное развитие общества останавливается, что в конечном итоге приводит к деградации и его традиционных ценностей. Именно это может привести к исчезновению русской православной культуры.
АиФ: – Выходит, мы обречены?
С.Л.: – Я думаю, пока нет. Исследования выдающегося современного социолога религии Юлии Синелиной, памяти которой посвящена проводимая нами научная конференция, свидетельствуют, что традиционные идеалы русской духовной культуры ещё вполне весомы. Люди прямо или косвенно тяготеют к ценности религии, зачастую бессознательно чувствуя её здоровую естественность. Ценность «ближнего», воодушевление общего дела, традиционная семья и дети – вот основа будущего развития русской цивилизации.