Начать с малого
АиФ: – Александр Михайлович, вы призываете липчан участвовать в уборке города, но некоторые считают, что это бесполезное занятие – всё равно другие намусорят…
А.Ф.: – Я считаю, что лучше что-то делать, чем не делать ничего. Когда я рассказываю своим знакомым о наших акциях, многие удивляются – зачем вам это надо. А я объясняю, что мне как всякому нормальному человеку хочется жить в чистом, красивом городе. Но коль уж существует такая непривлекательная действительность, то надо хотя бы иногда собираться вместе и наводить в нашем общем доме порядок.
АиФ: – А может, стоило бы ввести такие же штрафы, как в Европе, тогда бы человек десять раз подумал, прежде чем бросить бумажку на улице?
А.Ф.: – И это тоже необходимо. Но до тех пор, пока не изменится сознание людей, ничего не изменится.
АиФ: – Вы думаете, его можно изменить?
В тему | |
---|---|
В рамках объявленного в 2013 году в России Года охраны окружающей среды Управление экологии Липецка проводит общероссийскую акцию «Экология природы – экология семьи» и призывает липчан принять участие в конкурсах: фотоконкурс «Я – мой дом – моя страница» (срок проведения – с 5 октября 2013 г.); конкурс семейного экологического туризма «Экотуризм» (срок проведения – с 1 мая по 20 сентября 2013 г.); конкурс творческих работ «Семейный эко-декор» (срок проведения – с 20 сентября по 11 октября 2013 г.); конкурс на лучшую организацию работ «Эко-семья 2013» (срок проведения – с 1 апреля по 11 октября 2013 г.). |
А.Ф.: – Я думаю, что многое здесь зависит от желания людей, находящихся у власти. Например, в одном из бразильских городов решили проблему мусора так.
По границам бедного района поставили металлические контейнеры. Каждому, кто приносил полный мешок отсортированного мусора, выдавали талон на автобус. И уже вскоре десятки тысяч детей вычистили всю округу. А их родители стали использовать билеты, чтобы добираться на работу. У нас в этом направлении тоже делаются какие-то шаги, например, пару лет назад возродили сбор макулатуры, но пока это не даёт заметных результатов, потому что нет чёткой продуманной системы.
Кто нас отравляет?
АиФ: – Мусор – это только одна из проблем. У наших жителей гораздо большее беспокойство вызывает состояние атмосферного воздуха.
А.Ф.: – К сожалению, это так. Липецк уже давно находится в первой десятке городов с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Причём среди главных загрязнителей – не автомобильный транспорт, на его долю приходится менее 10% выбросов, а промышленные предприятия. И основная угроза исходит от НЛМК, который выбрасывает в воздух порядка 80% вредных веществ, в том числе и таких опасных, как фенол, сероводород.
АиФ: – Но чиновники уверяют, что воздух в городе стал чище, при этом ссылаются на показатель КИЗА (комплексный индекс загрязнения атмосферы), который, по их данным, снижается?
А.Ф.: – Показатель КИЗА не отражает полной информации о состоянии окружающей среды. Почему? Да потому, что КИЗА в Липецке определяется по 7 типовым компонентам, а в воздухе у нас несколько десятков (!) специфических веществ, многие из которых, по мнению учёных, представляют для здоровья серьёзную опасность – таких 39. А по некоторым параметрам вообще не проводятся никакие измерения. Например, кто знает, каково у нас содержание кислорода в атмосфере? Мы как-то проверили, и выяснилось, что оно гораздо ниже нормы. Низкое содержание кислорода, в частности, отмечалось в июне и июле – 17,4% при норме 19,5-21,5%!
АиФ: – Какой же выход из сложившейся ситуации вы видите?
А.Ф.: – Надо усиливать контроль за состоянием атмосферного воздуха, ужесточать природоохранное законодательство, поскольку большинство законодательных актов утратили своё значение, в частности, закон о проведении экологической экспертизы. Вот почему предприятия продолжают безнаказанно отравлять наш воздух. Также мы предлагаем ввести систему страхования экологических рисков с последующей компенсацией проживающим на загрязнённых территориях. Для липчан это сегодня очень актуально.
Нас вводят в заблуждение
АиФ: – Какие ещё экологические проблемы существуют в городе?
А.Ф.: – Проблем много. Не только воздуха – у нас практически не осталось чистой питьевой воды. Даже та, которая добывается из подземных источников, попадая к нам в чайник, уже загрязнена различными хлористыми соединениями. О продуктах питания я вообще не говорю, чтобы найти что-то натуральное, нужно очень постараться.
Но главная проблема – это отсутствие объективной информации, отсюда и принятие малоэффективных решений. Людей просто вводят в заблуждение.
АиФ: – Но ведь вы часто выступаете на различных совещаниях. Прислушивается ли власть к мнению общественности?
А.Ф.: – Экологи-общественники стараются фиксировать те или иные нарушения в сфере экологического законодательства, после чего приглашают к конструктивному диалогу в рамках «круглого стола» представителей органов местного самоуправления, где выносят рекомендации по решению возникших проблем. Направляем свои предложения по улучшению природоохранной обстановки в администрацию, в управление экологии. Какие-то меры власть принимает, но их явно недостаточно. Я же считаю, что, обладая такими огромными административными ресурсами, они могли бы действительно повлиять на ситуацию, но по каким-то причинам этого не делают…
АиФ: – Может, стоит как-то по-другому обратить внимание на проблему?
А.Ф.: – Знаете, что придумали экологи в США? Они предложили называть именами сенаторов, которые не замечают очевидного, ураганы и торнадо. У нас, правда, до такого пока не дошло. Но я думаю, настанет день, когда госпожа «реальность» заставит обратить на себя внимание. Главное, чтобы не было слишком поздно. Если мы в скором времени не объединимся в решении важных экологических задач, природа может погибнуть, и мы вместе с ней.