Прошлое родного края мы знаем не очень глубоко. Между тем в истории Черноземья были события, о которых не рассказывают в школе. Так, полторы тысячи лет назад лесостепи Придонья превратились в кипящий котёл — оказались в эпицентре Великого переселения народов. Одна за другой накатывали волны завоевателей, создавались и гибли империи.
Таинственные гунны
В IV веке произошло событие, определившее современное лицо Европы: в донские степи пришёл неведомый народ — гунны — и вызвал эффект домино, потрясший континент. Завоеватели частично поработили, частично уничтожили проживавшие в наших местах народы. Но большинству пришлось отправиться на запад, в свою очередь, толкая вперёд, к границам Римской империи всех, кто встречался на пути. Результатом этой великой войны всех со всеми стало падение империи и начало формирования европейских этносов — французов, итальянцев, испанцев и др.
О той далёкой эпохе историки знают очень немного. Сохранилось мало письменных источников, в основном римских, авторы которых, разумеется, вовсе не испытывали симпатии к так называемым варварам. Археология затронула эту эпоху совсем недавно. В нашем регионе памятники V-VIII веков начали исследовать лишь пару десятилетий назад.
Известно, что перед нашествием гуннов выстроилась сложная система отношений между жившими на Дону народами. После того, как скифы потерпели поражение в борьбе за наши степи, усилились аланы — одно из племенных объединений сарматского союза.
Аланы довольно мирно контактировали с западными соседями — готами, протогерманскими племенами, пришедшими с северо-запада Европы. Предполагается, что восточная граница готской державы проходила по Дону, а самое северное из готских погребений найдено у села Ксизово Задонского района Липецкой области.
«В то же самое время на лесостепной территории чуть севернее современного Воронежа проживали славянские племена, — рассказывает краевед Николай Сапелкин. — Их не так давно стали выделять в особую археологическую культуру, которая подтверждает свидетельства византийского историка VI века Прокопия Кесарийского о славянах и антах. Сегодня есть достаточно данных, позволяющих определить Воронежскую, Липецкую и Тамбовскую области как территорию их распространения».
В IV веке этот баланс сил, складывавшийся несколько веков, был разрушен.
«Гунны — это народ-миф, народ-вихрь, — продолжает краевед. — Он появился из ниоткуда и исчез в никуда. Поэтому простор для версий и дискуссий очень широк. Есть даже точка зрения — её придерживается часть западных и отечественных историков старой школы, — что гунны непосредственно связаны со славянами. Они сформировались здесь, пошли в завоевательный поход в Европу, а потом вернулись. Историк Иловайский так и говорит: если мы признаем в гуннах славян, то ответим на вопрос, куда они исчезли. С другой стороны, у гуннов была совсем другая организация быта и манера ведения боя».
Под бескрайним небом Тенгри
Самым грозным оружием гуннов был составной лук, которого в Европе прежде не знали. Из-за этого азиатского лука происхождение гуннов связывают с народом сюнну, или хунну, который проживал на севере Китая в районе реки Хуанхэ и ещё за два века до нашей эры создал мощную степную державу. В 50-е годы н.э. она рухнула под натиском ханьцев — предков современных китайцев.
Согласно этой версии, часть хунну откочевала в Центральную Азию, а оттуда — на край Великой степи, в верховья Дона. Там орда остановилась на несколько десятилетий, набралась сил и двинулась дальше.
Эту же гипотезу подтверждают и представления о религии гуннов. Они поклонялись великому Тенгри — богу тюркских народов, бескрайнему синему небу над бескрайней степью.
И всё же ставить знак равенства между гуннами и «хунну» не стоит. Ведь само название «гунны» во многом искусственно и появилось в 20-е годы прошлого века. Римские же источники называли завоевателей «унны», что дало повод некоторым российским исследователям, прежде всего этнографу Светлане Жарниковой, вернуться к идее их славянского происхождения, предположить, что «унны» — это «юнны», т. е. юнцы из славянских племён, которые не нашли себе применения на родине и поскакали на запад.
Гуннский лук кардинально изменил тактику боя. Аланы, как и другие сарматские племена, славились своей тяжёлой конницей — воевали в панцирях из костяных пластин, прикреплённых к кожаной одежде. Но гунны пробивали эти панцири своими тяжёлыми стрелами, причём с расстояния, недоступного для аланских луков. Гунны изматывали противника и могли небольшим числом уничтожить любое войско.
По обычаям того времени побеждённое войско, потеряв военачальника, вливалось в ряды врага. Так и сложился конгломерат народов, обрушившийся на Европу.
Неудивительно, что разные древние авторы описывают завоевателей с точностью до наоборот. Одни — высокими и русоволосыми, другие — круглолицыми, узкоглазыми и безбородыми с коричневым лицом, спавшими в седле и обедавшими на скаку. Видимо, это преувеличение должно было объяснить молниеносную быстроту, с которой захватчики преодолевали огромные пространства.
Бегство Оленя
Часть разбитых гуннами алан нашла приют у готов. Но вскоре под натиском завоевателей они вместе двинулись в путь — дошли до Италии, Испании и Туниса. Следы этого великого похода сегодня находят по всей Европе.
«Набирает популярность оригинальная, на первый взгляд курьёзная, гипотеза о том, что легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола описывают аланских воинов и одного из их предводителей, — отмечает Николай Сапелкин. — Другие аланы откочевали в Предкавказье, где жили вплоть до VII века. Но когда начались арабо-хазарские войны, одна часть ушла в горы, став предками осетин, а другая — вернулась на свою донскую прародину и проживала здесь вплоть до окончания золотоордынского ига. Свидетельство этому — Новохарьковский грунтовый могильник в Ольховатском районе Воронежской области и соседствующее с ним аланское поселение той эпохи. Некоторые исследователи донского казачества предполагают, что в него влились остатки алан. Неслучайно герб казаков — олень — тотемное животное алан. По одной из версий имя «аланы» происходит от иранского названия оленя — «елень».
Вслед за аланами отправились в путь и славяне. Возможно, дело в том, что в это же время изменился климат. Нужно было уходить из леса в степь, где гунны могли стать естественными союзниками в борьбе с аланами и готами.
Кощеево иго
В середине IV века держава готов переживала расцвет. Вся южная часть Русской равнины находилась под властью одного человека — Германариха, или Эрманариха. Согласно источникам, этот великий исторический деятель прожил 110 лет. Готы подавляли славян, брали с них дань. Не случайно некоторые этнографы полагают, что именно к той далёкой эпохе отсылает русская сказка о Кощее Бессмертном. Менялось поколение за поколением, а он всё таскал в горы красных девиц. Горы эти вполне могли быть крымскими, где и располагалась резиденция Германариха.
О том, что славяне тесно общались с готами, свидетельствует русский язык. Из готского к нам пришло множество слов: «крест», «церковь», «пост» (готы были христианами-арианами), «хлеб», «вино», «изба», «скот», «стол», «блюдо» и др.
Кстати, державу Германариха историки чётко идентифицируют как государство с единым правителем, обложенным данью населением и пограничными укреплениями — Змиевыми валами на Украине. Из этого следует, что государственность на территории Черноземья существовала задолго до Киевской Руси.
От Рейна до Урала
Разгромив готов, гунны перебрались в Паннонию и прожили там полвека, а затем под предводительством Аттилы вторглись в Европу. На несколько десятилетий империя гуннов стала крупнейшей в Евразии, подчинив народы от Рейна до Урала. Но после смерти Аттилы она рассыпалась под натиском врагов.
«В гуннских археологических памятниках в районе Задонска находят многочисленные изделия из Западной Европы, — говорит краевед. — Нашествие гуннов позволило славянам выйти из-под прессинга степняков, когда они, по словам Прокопия Кесарийского, именовались «спорами», т. е. рассеянными в лесу. В эпоху переселения народов славяне вышли на историческую арену и заняли обширные территории Восточной Европы».
О народах, проживавших в Черноземье, могут многое рассказать донские пещеры в меловых склонах. Никто в точности не знает, кем и когда они были созданы. Но каждый народ старался перестроить их под собственные нужды. Так, в XVII веке украинские переселенцы приспособили их под храмы — так появились Шатрицкий и Дивногорский монастыри.
«Неподалёку в Малых Дивах найдены своеобразные арианские кресты — их могли оставить готы, — говорит Николай Сапелкин. — А некоторые пещеры очень похожи на храмы огнепоклонников-зороастрийцев. Их могли оставить кочевники-киммерийцы или народы срубной археологической культуры эпохи поздней бронзы, проживавшие на нашей территории».