aif.ru counter
291

«Дорогу малому бизнесу!» Против чего митингуют воронежские предприниматели

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. АиФ-Черноземье 17/01/2018
Юрий Голубь / АиФ

В столице Черноземья регулярно проходят митинги и пикеты предпринимателей, требующих отставки городских чиновников. Что хочет малый бизнес, и почему власть никак не идёт на компромисс?

Мэрия в осаде

Значение малого бизнеса для области переоценить трудно. Так, недавняя бизнес-перепись показала, что малые и средние предприниматели формируют каждый третий рубль — 37% внутреннего регионального продукта (ВРП).

Между тем, пожалуй, ни одна группа населения региона так не конфликтует с властью, как ИП (индивидуальные предприниматели). Драки с ЧОПами за «приговорённые» к сносу киоски стали обычным делом, у воронежской мэрии регулярно проходят пикеты, а в конце прошлого года рядом с кинотеатром «Пролетарий» состоялся довольно крупный по нынешним спокойным временам митинг. Что же заставляет бизнесменов раз за разом выходить на улицы?

За право размещения на муниципальной земле предприниматели каждый квартал вносят плату. Но подчас возникают сомнения, что она обоснованна. Так, согласно письму департамента недвижимости Минэкономразвития, использование муниципальных и государственных земельных участков без предоставления их в аренду должно быть бесплатным. Ведь у предпринимателя на эту землю нет никаких прав, и юридически он никак не защищён — работает, пока разрешил чиновник.

Нарушил — под снос

При этом город имеет право в одностороннем порядке разорвать договор и в любой момент указать предпринимателю на дверь, а также по своему усмотрению увеличить плату за размещение. При этом достаточно одного нарушения, — например отсутствия урны, — чтобы киоск или павильон попали под снос. Между тем уже есть решения Верховного и Арбитражного судов Центрального округа, в которых указано, что муниципалитет не имеет права на односторонний отказ от обязательств.

«Кроме того, плата привязана к конкретной группе товаров, — поясняет руководитель областного «Объединения предпринимателей» Татьяна Гончарова. — Это связывает предпринимателя по рукам и ногам, не даёт подстраиваться под рынок. Вот почему так много так называемых «незаконных торговых точек». Незаконными их делают искусственно».

И чиновники, и понятые

Этой весной плату повысили — для многих киосков она выросла в три, пять, а то и в шесть раз. Большинство согласилось с условиями и теперь рискует окончательно прогореть. А многие из тех, кто отказались подписывать дополнительное соглашение, по их словам, сейчас испытывают давление чиновников.

Так, идёт судебное разбирательство случая в кафе «Изида» на ул. Брянской. В конце июня туда вошёл мужчина, купил бутылку пива, расплатился на кассе и, как зафиксировала видеокамера, через две секунды вышел. Как настаивает хозяйка заведения, продавщица просто не успела открыть бутылку, но вскоре явились сотрудники полиции, которые составили протокол об административном правонарушении — торговать алкоголем на вынос кафе не имеет права.

Как выяснилось позже, покупателем оказался начальник отдела торговли и общественного питания Управления развития предпринимательства города, а понятой была начальница отдела регулирования деятельности нестационарных торговых объектов этого же управления. Нарушение может привести к закрытию кафе. Суд Коминтерновского района принял сторону чиновников, но предприниматель оспаривает решение в областной инстанции, а также написала заявление в прокуратуру.

Бизнес подкашивают новый дизайн-регламент, а также федеральные новации — например, электронные системы учёта: ЕГАИС и кассы-онлайн. Вскоре появится ещё одна — «Меркурий». Осенью с 7,2 до 8,7 руб. взлетела плата за 1 кВт электроэнергии. Понятно, что все затраты в итоге оплатит потребитель.

Фото: АиФ/ Юрий Голубь

Пока отстояли. Что дальше?

Защищая торговые точки, предприниматели едва ли не ложатся под ковши экскаваторов. Так, на днях они помешали снести павильон на улице Ворошилова. Сооружение уже частично разрушено, но завершить разгром бизнесмены не дали. Шиномонтаж находится в списке на снос. Проблема в том, что он, как ни удивительно, расположен по несуществующему адресу — ул. Ворошилова, 96. Дело в том, что адрес киосков и павильонов обычно определяют по соседним домам. Однако дома № 96 на улице, названной в честь советского маршала, нет.

Павильон построен в 1998 г. и много лет числился по адресу ул. Матросова, 96. Но в 2013 г. управление предпринимательства перезаключило договор. При этом в тексте была указана другая улица, а павильон вдруг почему-то стал киоском. В результате плата за размещение, которая должна была составить 369 тыс. руб., подскочила до 1 млн 868 тыс. руб. в год. Выплачивать такую сумму хозяйке шиномонтажа не по силам.

Мнение экспертов

Владимир Киреев, политолог:

«Конечно, протесты воронежских предпринимателей не могут внести изменения в электоральную ситуацию перед президентскими выборами, но ложку дёгтя добавить способны. Всё это воспринимается как негатив, и хотелось бы, чтобы работа с предпринимателями велась более мягкими методами. Вопрос сноса киосков является актуальным и насущным.

Новые правила организации городского пространства предполагают более щепетильное отношение к уличной торговле и, понятно, что формат 90-х годов необходимо изживать. Но делать это нужно цивилизованными методами, предлагая какие-то новые формы. С другой стороны, предприниматели тоже нередко стремятся работать по-старому и принимают в штыки изменений».

Дмитрий Ломсадзе, экономист:

«Малое предпринимательство решает проблему самозанятости населения. И государственные программы поддержки должны стимулировать людей и путём кредитования, и с помощью обучения. Есть даже государственная корпорация по поддержке малого бизнеса. Однако в Воронеже сложилась нелогичная ситуация, когда городские власти своими инициативами душат малого предпринимателя.

Из-за не очень удачных шагов правительства по увеличению социальных налогов множество предпринимателей закрылись. Казалось бы, сейчас, наоборот, нужно всемерно поддерживать инициативу граждан. Особенно в реалиях нашего города, где количество рабочих мест с каждым годом только сокращается — влияет кризис в стране. Поэтому новые поборы и требования, конечно, недопустимы. К тому же подоходный налог, который платит малый бизнес, — это деньги города, и его руководство должно заботиться о том, чтобы эти поступления не уменьшались.

Согласен, важно, чтобы ларьки не уродовали облик Воронежа, но должна же быть и экономическая целесообразность. Опять же, речь не только о розничной торговле, есть предприниматели, которые занимаются производством или сферой услуг. Они не должны попадать под общую гребёнку».

Всего 14 на тысячу

Как сообщили в региональном правительстве, в масштабах России удельный вес Воронежской области по числу субъектов малого и среднего предпринимательства — юридических лиц составляет 1,5% (18-е место в рейтинге регионов), по числу индивидуальных предпринимателей — 1,8% (17-е место). По объёмам выручки по юридическим лицам наша область занимает 12-е место (2%), по индивидуальным предпринимателям — 11-е место (2,4%). По числу замещённых рабочих мест в общероссийском рейтинге как по малым предприятиям, так и по ИП область держит 14-е место (1,9%).

При этом на 1 тыс. человек населения региона приходится лишь 14 субъектов малого и среднего предпринимательства — юридических лиц (в то время как по РФ — 15, по ЦФО — 17). По данному показателю область занимает 29-31-е место в России. На первых местах — Санкт-Петербург (32 на 1 тыс. чел.), Новосибирская область (29 на 1 тыс. чел.) и Калининградская область (28 на 1 тыс. чел.).

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах