Суть проблемы
Несколько лет назад ОАО «РЖД» совместно с администрацией Тамбовской области создали ОАО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье». Именно эта компания и осуществляет пригородные перевозки в нашем регионе. Администрация области, по соглашению, должна компенсировать убытки железнодорожникам. По мнению руководства компании, компенсация выпадающих доходов за последние три года осуществляется не в полном объёме. На сегодняшний день область задолжала ППК «Черноземье» более 465 млн руб.
Что думает область?
По словам Александра Сенина, начальника транспортного отдела управления транспорта области, расчёты ППК «Черноземье» непрозрачные. Например, ставки аренды подвижного состава утверждаются монополистом ОАО «РЖД».
– Наши специалисты смотрели, но толком не смогли понять, из чего же, в конце концов, складывается конечный результат, – утверждает Александр Сенин.
Интересно, что ставки аренды инфраструктуры (вокзалы, пути, светофоры) утверждаются Федеральной службой по тарифам (ФСТ). Поэтому нет общего понимания в вопросе определения долга.
Тем не менее, в области пытаются «разрулить» этот конфликт. Сейчас изыскиваются в областном бюджете дополнительно ещё 10 млн руб. субсидий на возмещение убытков. Кроме того, управление по регулированию тарифов области проверяет расчёты ППК «Черноземье» по убыткам на 2014 год. По завершению проверки будет сделано заключение с предложением суммы субсидий на возмещение убытков ППК для включения в областной бюджет на 2014 год.
В случае отмены пригородных поездов планируется организовать перевозку пассажиров автобусами. Об этом давно уже поговаривают в кулуарах. Дело в том, что железнодорожный транспорт менее мобилен, чем автомобильный. Да и скорости пригородных поездов на тамбовских неэлектрифицированных железных дорогах мало чем отличаются от автобусных. Нужно ещё учесть огромные затраты на содержание железнодорожного транспорта. Может, действительно есть смысл всё хорошенько обдумать и средства, предназначенные на компенсацию выпадающих доходов, направить на создание региональной автобусной транспортной компании, которая бы закрыла проблемные маршруты. Кроме того, эти средства, по сути, инвестиции, не уходили бы за пределы области, а работали на развитие собственной транспортной инфраструктуры. Проблема только в том, что многие пассажиры уже привыкли пользоваться железнодорожным транспортом, и им, конечно, будет сложно «пересесть» в автобусы.
Но думается, что драматизировать ситуацию не стоит. РЖД не будет рубить сук, на котором сидит. Трудно пассажиров отучить от привычного транспортного сообщения, ещё сложнее потом возобновить пассажиропоток. Кроме того, пассажирский транспорт играет важнейшую социальную роль. Сегодня никто не отважится создать дополнительное напряжение в обществе, резко сократив пригородные перевозки. Думается, что, в конце концов, оптимальное решение будет найдено.