8 декабря в Тамбове закрывается выставка икон Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Жители области более месяца любовалась шедеврами мирового уровня. Причём в региональной картинной галерее были представлены только подлинные работы мастеров иконописи XVI–XX веков.
Тамбов выбран не случайно
Олег Алёшин, АиФ-Черноземье: – Яна Эрнестовна, почему устроители выставки выбрали Тамбов?
Яна Зеленина: – Причин достаточно много, но главная – духовная связь тематики выставки и Тамбова. Чуть позже вы всё поймёте. Прежде нужно сказать, что иконы, привезённые в ваш город, отражают историю не только иконографии, но и становления русского монашества. Отсюда и название выставки «Образы православного монашества». Иконография преподобного Серафима Саровского, образно говоря, является некой художественной доминантой выставки. И это не случайно: выставка посвящена 110–летию прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского. Известно, что в 1793 году в Тамбове Преподобный был рукоположён в иеромонаха. После этого он взял на себя подвиг пустынножительства. Многие монашеские общины и монастыри на Тамбовщине были устроены с его благословения и свято хранили наставления о монашеской жизни, полученные от старца. Поэтому приезд сюда нашей передвижной выставки, открывшейся в Сарове, вполне закономерен.
Кроме того, в Тамбов меня давно приглашала Марина Климкова, моя давняя подруга. Мы вместе учились в Суриковском институте. Так как–то всё совпало, чудесным образом устроилось.
– О чудесах мы ещё поговорим. Сейчас хотелось бы узнать, насколько сложно было в техническом отношении организовать выставку в провинции?
– Транспортировка икон требует серьёзной подготовительной работы. Но мало решить все вопросы по сохранности и безопасности, нужно продумать, как разместить выставку, раскрыть её тематику. Тем более что есть определённые требования, которые мы должны соблюдать при организации подобных мероприятий. Поэтому мы привезли с собой всё необходимое оборудование для экспозиции.
– Посещение подобных выставок требует от любителей искусства определённой интеллектуальной подготовки. А что делать, если человек только постигает основы духовной культуры?
– В этом случае важна роль экскурсоводов. Но мы не могли более чем на месяц отвлечь своих сотрудников для просветительской работы. В вашем городе найдено было, на мой взгляд, уникальное решение – привлечь в качестве экскурсоводов тамбовских семинаристов. Мы провели для них методические занятия, мастер–класс. Думаю, что этот опыт стоит использовать и дальше при организации подобных выставок в других городах.
Бороду надо переписать
– Икона для вас – это исторический артефакт или, как принято говорить, окно в другой мир?
– Невозможно дать односложный ответ на этот вопрос. Икона – это уникальное явление, которое не умещается в рамки тех или иных понятий или определений. Зачастую икона является единственным историческим свидетельством или «документом». Бывает, что редчайшее изображение того или иного разрушенного храма или монастыря сохранилось только на иконе. И такие вот «чертежи» становятся основой для восстановления духовных обителей. Ведь древние мастера иконописцы, придерживаясь строгих канонов, старались до мельчайших подробностей не только показать облик монастыря, но и передать характерные особенности ликов святых.
– Иконописцы писали с натуры?
– Икона пишется всегда после канонизации, то есть после земной жизни святого. Но иногда прижизненные портреты, свидетельства очевидцев (самовидцев), как теперь фотографии, помогают мастерам написать благочестивый образ. Если вы всмотритесь в иконы на выставке, то увидите, что, несмотря на сходство одежды – скромных монашеских рубищ, облик каждого святого индивидуален и по–своему выразителен.
Бывали случаи, когда сами святые являлись иконописцам во сне. Так гласит предание о преподобном Кассиане Угличском. Он явился священнику Симеону, который, кстати, никогда его не видел. Святой поведал ему, как надо писать его икону. Через некоторое время Кассиан Угличский явился ещё раз и сказал, что борода на иконе изображена неправильно. Пришлось иконописцу заново переписать бороду.
Без нимба
В истории русской иконы есть случаи, когда на иконах изображались святые ещё при их жизни. Не могу не рассказать об одной уникальной иконе, которую обнаружила в Финляндии в Музее Православной Церкви. Кстати, её история напрямую связана с Тамбовщиной.
Так вот, там хранится список иконы преподобного Прокопия Декаполита. Рядом с ним в земном поклоне изображён святитель Питирим Тамбовский. Интересно, что Прокопий Декаполит написан с нимбом, что свидетельствует о причислении его к лику святых. Здесь всё понятно. А вот Питирим Тамбовский изображён без нимба.
– Как такое возможно?
– Дело в том, что эта икона написана около 1840 года, то есть задолго до канонизации Питирима Тамбовского. Но уже тогда подвижник благочестия удостоился быть изображённым на иконе. Сюжет явления святителю Питириму преподобного Прокопия встречается очень редко – известен только образ на холсте в тамбовском кафедральном соборе. Значит, и образ из Финляндии был создан на Тамбовщине, скорее всего, в архиерейской мастерской.
– Вам удалось познакомиться с коллекцией тамбовских икон в запасниках областной картинной галереи?
– Да, у меня была такая возможность, но для более детального изучения не было времени. К сожалению, на Тамбовщине никто по–настоящему не занимался изучением иконописного наследия. До сегодняшнего дня неизвестно, были ли здесь свои мастерские, самобытные мастера–иконописцы. Но иконы, которые мне довелось увидеть, принадлежат в основном к двум направлениям.
Первое – относится к старообрядческим традициям Ветки, то есть гомельских, белорусских земель. Характерная особенность – золотой фон, обилие орнаментов. Такие иконы распространены в Брянске, Орле, Курске.
Второе направление связано с владимирскими сёлами: Холуй, Палех и Мстёра. Здесь работали целые артели иконописцев, которые писали иконы и для богатых заказчиков, и для монастырей, и для простого народа. Сам процесс «производства», благодаря чёткому разделению труда, был довольно быстр. Например, «личники» писали лики святых, «доличники» украшали одежды, другие мастера отделывали икону золотом. Такие иконы можно найти по всей России и за рубежом.
Пользуясь служебным положением…
– Вы работаете в музее, где хранятся не просто уникальные культурные сокровища, а духовные святыни. Признайтесь, вы когда–нибудь пользовались служебным положением, просили чуда у какого-нибудь святого?
– В нашем музее хранился чудотворный список начала XVI века с иконы Николы Зарайского. Однажды я обратилась за помощью к этому образу. Судя по всему, моя молитва была услышана. В этом году этот шедевр древнерусской иконописи вернулся на родную землю.