Примерное время чтения: 7 минут
6339

Костомаровские дивы: какие тайны хранит пещерный монастырь?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. Аиф-Черноземье 27/09/2013

Учёные считают, что в доисторический период здесь бушевало море, потом оно ушло, а ветер, дожди и время создали невероятные меловые утёсы. От славянского «дивы» – значит «удивляться».

Позже под этими скалами образовались пещеры, в которых поселились монахи. Женский монастырь в Костомарово действует и сегодня. В загадочное пещерное убежище отправился «АиФ-Черноземье».

Вне времени

До нас не дошло письменных свидетельств о том, кто и в какое время создавал храмы в пещерах. В Воронежской области около 50 рукотворных пещерных храмов, и только три из них действующие: Дивногорье, Белогорье и  Костомарово.

Мнения историков, как образовались пещеры, расходятся. Например, археолог Струков сравнивает внутреннее устройство этих храмов с древними храмами Палестины, Кавказа, Крыма. Он считает, что храмы создавались в первые века христианства. Эти места были хорошо известны даже до Новой эры – по Дону шёл торговый путь, и племена, населявшие берега реки, вели оживлённую торговлю с греческими колониями. Возможно, уже в VI-VII веках здесь жили греки-миссионеры.

–  Наши храмы сравнивают с римскими катакомбами, – рассказывает игуменья Елена. – Но если в римских катакомбах погребали усопших, а во времена гонений совершали литургии, то наши пещеры больше похожи на каппадокийские, которые существовали для того, чтобы жить и молиться.

Создавались они выходцами из Византийской империи во время гонений иконоборческой ереси (VIII-IX вв). Гонения были очень жестокие, защитников подвергали пыткам, истязанию и даже казни. Многие уходили на окраины империи. Есть предположение, что именно в этот период в Костомарово и пришли греческие монахи. В пещерах было множество выходов и колодцев, чтобы можно было укрыться от врагов.

По другой версии, храмы возникли в XVII веке. Именно тогда появляется первое упоминание о Дивногорском монастыре. Вполне вероятно, что пещеры создавались в ранний христианский период, но из–за того, что они часто подвергались набегам, их покинули. И как раз в XVII веке здесь возродилась жизнь – пришли приднепровские казаки и иноки–малороссы, и в память о Киево–Печерском монастыре создали свои храмы.

Но на этом история развития чудесных подземных святынь не заканчивается – в XVIII-XIX веках строительством пещер активно занимались крестьяне.

В послевоенный период здесь жил подвижник – старец Андрей. В конце 50-х, когда общину разгоняли, старца избили, опалили бороду свечами и сбросили его с площадки у входа в храм. Дело было зимой, и пока расправлялись с остальными жителями монастыря, старца Андрея замело, и его не нашли.

А бабушка Агриппина, проживавшая в соседнем селе, увидела сон: «Поезжай в Костомарово, там найдёшь то, что будешь хранить 20 лет». Этот сон повторился несколько раз, и в конце концов Агриппина с братом запрягли лошадь и поехали в Костомарово. Там они увидели, что от снега идёт пар, раскопали это место и нашли еле живого старца Андрея. Многие годы он прожил у бабушки Агриппины под печкой. 

Пещеры сегодня

Сегодня в пещерах уже никто не живёт – для монахинь построен корпус у подножия горы. Но в подземных храмах по-прежнему совершаются службы, а паломников водят туда на экскурсии. Предполагается, что глубоко в горе есть и другие ходы, но сейчас к ним доступа нет.

Удивительно, что хоть что-то сохранилось, ведь после закрытия храма здесь собирались сделать карьер по добыче мела. Пещеры пытались уничтожить и взорвать. Поэтому алтарная часть была повреждена, а рабочие, которые трудились над восстановлением, вытаскивали из святилища куски снарядов.

Сегодня храм потихоньку восстанавливается, на стенах появляются оригинальные иконы.

– Пещерные храмы не приспособлены к тому, чтобы здесь находились иконы из дерева, – объясняет настоятельница монастыря. – Среда влажная, температура низкая, конденсат высокий, а дерево подвержено гниению.

Писать на мелу – не выход, потому что мел поглощает краску, и со временем она просто исчезает. Иконописцы предложили использовать фреску. Для этого делали бетонную плиту, на которую наклеивали пластины из песчаника, потом наносили штукатурку и по сырой штукатурке писали натуральными пигментами. Фреска влаги не боится, со временем она становится только прочнее. Иконы находятся в храме уже два года, они дважды пережили самый холодный здесь месяц – май, и остались невредимы. 

Склонить гордую главу

В Костомарово сохранились кельи, где когда-то жили монахи. Среди них есть необычная маленькая келья, где молился подвижник, который не садился и не ложился. Это называлось стопничеством.

Есть и более современные постройки – храм в честь преподобного Серафима Саровского был сделан уже в наше время. Пол тут выложен плиткой, меловые стены отшлифованы.

Но, пожалуй, самый захватывающий дух объект – это пещера покаяния.

– Её так назвали, потому что до революции в пещере жил старец, который принимал всех тех, кто хотел облегчить свою душу от грехов, – рассказывает монахиня Сергия. – Люди шли к нему на исповедь. Заходя в пещеру, сначала мы оказываемся в коридоре. Сейчас сюда можно войти вдвоём и в полный рост, но в прежние времена ход был узкий и низкий, и приходилось склонять свою главу, либо становиться на колени, при этом человек полностью загораживал ход и, пройдя несколько шагов, оказывался в полной темноте. Так было задумано, чтобы пришедший больше углубился внутрь себя, устрашился своих прегрешений.

Но и сегодня можно испытать похожие чувства – достаточно войти в пещеру без свечи. Когда находишься там, в полной темноте, тебя и впрямь охватывает благоговейный страх. Правда, сейчас в обители нет старца, который принял бы исповедь. Но в пещере стоит икона, перед которой люди просят прощения у Бога.

Кстати, гора, в которой расположился монастырь, формой напоминает Голгофу. На самой её вершине установлен крест такого же размера, как тот, на котором распяли Христа. Паломникам предлагают взойти на гору: когда совершаешь этот путь, кажется, что поднимаешься к самому небу…

Чудотворные иконы Костомарово

Пожалуй, самая главная здешняя знаменитость – Костомаровская икона матери Божией, которую в народе называют расстрельной. Она написана на металле в конце XIX века академиком Шокаревым, который был учеником художника Васнецова. В богоборческие времена в икону стреляли – с тех пор на ней осталось шесть пулевых отверстий. Люди, которые приезжают у неё помолиться, просят исцеления, помощи в решении какого–то вопроса.

В самом древнем храме Костомарово находится ещё одна удивительная икона – «Святое семейство». Это очень редкое изображение: Царица Небесная здесь занимается рукоделием, Иосиф – плотничьим делом, 12-летний отрок Иисус Христос помогает Иосифу. Перед этой иконой молятся о создании семьи, о том, чтобы браки были повенчаны, мужчины надёжны, дети и внуки послушны, и, конечно, о решении всех семейных проблем. Известно множество случаев, когда люди просили о том, чтобы встретить спутника жизни, а потом приезжали в монастырь и рассказывали, что так и случилось. Особенно трогательно, когда приезжают дети и просят, чтобы мама с папой не разводились. А потом проходит время, и они возвращаются сюда всей семьёй – родители друг друга простили, и брак не распался.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах