Примерное время чтения: 8 минут
775

Дорожный инспектор Николай Ранчин: «Дорогим иномаркам не завидую»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. АиФ-Тамбов 02/07/2014
Олег Алёшин / АиФ

Лариса Щербинина, АиФ-Тамбов: – Николай, давайте начистоту: вряд ли кто–то сегодня поверит, что вашу службу выбирают «за идею». Зарплату подняли не так давно, престижа – никакого, условия труда – не позавидуешь. Зачем вы пошли в ГАИ?

досье
Николай Ранчин родился в 1976 г. в с. Покрово- Пригородное Тамбовского района. Окончил Тамбовский автотранспортный техникум. Прошёл службу в армии. В 1996 г. воевал в Грозном. С 1996 работает в ГАИ. В настоящее время - старший инспектор дорожно-патрульной службы УГИБДД Тамбовской области, старший лейтенант полиции. Женат. Двое детей.
Н.Р.: – Не поверите, но действительно за идею. С пяти лет хотел пойти по стопам дяди и крёстного, которые работали в ГАИ. Один из них был командиром батальона. В те времена немало мальчишек мечтали стать «дядями Стёпами», чтобы защищать население. Ведь по телевидению людей в погонах показывали зачастую героями, уважали тогда милицию.

И ещё мне всегда нравилось рисковать. Четыре рапорта в армии написал, чтобы меня командировали в Грозный. В конце концов оказался там и отслужил 100 дней. Но рассказывать о Чечне не люблю. Что же касается ГАИ, то мне с детства казалось, что человек с жезлом – самый главный милиционер, который первым задерживает преступников. Ведь большинство бандитов не ходят пешком, а разъезжают на крутых автомобилях. Романтика погони – вот что мне нравилось в этой профессии. Со временем эта эйфория прошла, но о своём выборе за 17 лет я ни разу не пожалел. Просто потом это перешло в обычные рабочие будни.

Снять ярлыки

– Не обижаетесь, когда вас называют гаишниками? Сотрудники МЧС, например, возмущаются, когда их эмчеэсниками называют.

– Ну, это не самое обидное. Какие только на нас ярлыки не вешают: и взяточники мы, и крохоборы. Во многом «удружили» СМИ: лет десять назад и в сериалах нашего брата высмеивали, и в газетах всякую чушь писали. Вот и в народе ходили одни лишь неприличные байки. Сейчас как–то стараются вновь поднять престиж полицейского.

Но виноваты во многом и сами стражи порядка. Чего скрывать – до переаттестации в МВД, когда милицию «превращали» в полицию, взяточников хватало. Эти вымогатели здорово портили жизнь тем, кто был принципиально неподкупен. В результате люди стали думать, что на дороге стоят одни негодяи. И потом тем из нас, кто приходил работать по призванию, трудно было доказывать обратное.

– Насколько мне известно, конкретно к вам эта грязь не прилипла. Более того, в блогах пишут, что Ранчин – гаишник, с которым лучше не связываться, т. к. взяток он не берёт. Как удалось добиться такого признания?

– Нельзя быть дуболобым инспектором и жить на основании только одного закона. ГИБДД – орган не только карающий, но и воспитывающий. И если ты остановил водителя, дай ему понять, что сделал это не для того, чтобы устрашить его и содрать штраф. Прежде всего растолкуй, что именно человек сделал не так. В очередной раз напомни, что за каждым нарушением правила дорожного движения может стоять человеческая жизнь. Не зря же говорят: каждое правило написано кровью.

Однако и самому нужно «держать руку на пульсе». Ситуация на дорогах усложняется с каждым днём, т. к. количество машин невероятно быстро увеличивается. А потому и поправок всяких в законах появляется всё больше и больше. Постоянно приходится отслеживать новые документы и уяснять, каковы были первопричины той или иной поправки.

Выдержать все «экзамены»

– Да, но и сами водители сегодня стали грамотными. Пожалуй, каждый нашёл себе памятку в Интернете о том, как вести себя с гаишником.

– Если ты толковый инспектор, нет ничего страшного, когда тебя пытаются «проэкзаменовать». Никто не мешает людям пользоваться своими конституционными правами. Но чтобы что–то заявлять против инспектора, нужно знать, в чём конкретно он не прав, и самому вести себя безупречно. Как правило, те, кто больше всего кичится, законов и не знает.

Например, сегодня популярно снимать все «сцены» с нами на сотовый телефон. При этом уже с самого начала водители сами и начинают «косячить», отказываясь предъявлять документы.

– А у вас просят показать удостоверение?

– Зачастую. И я понимаю такое начало диалога: человек хочет показать, что он меня не боится. Это тоже определённый способ защиты. Но я как таблицу умножения давно усвоил простое правило: остановил водителя, отдай честь под козырёк и представься. Этому меня учили мои родственники в погонах и один из руководителей – Николай Васильевич Гущин.

– На телефон доверия в полицию много жалоб на сотрудников поступает?

– Сегодня государство выделило больше прав для людей, и количество жалоб увеличивается. Но не все обращения, направленные против нас, справедливы. Нередко встречается откровенная клевета. Раньше за клевету можно было напроситься на общественное порицание, получить выговор на работе. Считаю, что теперь за это неблагородное дело некоторых товарищей нужно штрафовать.

Почти все, кто звонит на телефон доверия, ищут способ надавить на автоинспектора, чтобы он его отпустил. Но в чём–то такие звонки и полезны: начальники должны знать, на каких сотрудников поступает больше обращений, кто грубо себя ведёт.

В пример детям

– Николай Александрович, какие наиболее сложные участки ДТП в городе?

– Очаги ДТП постоянно перемещаются. Мы отрабатываем на одном месте, а аварии возникают в другом. Конт­ролировать ситуацию не всегда просто. Если раньше 16 машин выходило на линию, то теперь вполовину меньше – сказалась оптимизация, которую провели несколько лет назад.

В Тамбове больше всего загружены улицы Советская и Карла Маркса, соединяющие юг и север города. Там, как правило, и экипажей наших больше дежурит, т. к. выше  вероятность ДТП. Всё просто: люди едут с работы уставшие, каждый норовит побыстрее попасть домой. В результате увеличивают скорость и пытаются проскочить, нарушая правила.

Город растёт, и его пора начинать расширять, кольцевать. Можно от бульвара Энтузиастов сделать «рукав» к Советской. Ещё вариант разгрузить город – привести в порядок Пролетарскую.

– Но у нас не всё благополучно и с пешеходами, которые, случается, «протаптывают» какие–то новые дорожки в неположенных местах.

– Да, это так. Люди привыкают двигаться в одном месте, и им неважно – можно там переходить дорогу или нельзя. Или рассуждают так: я здесь всю жизнь ходил, а ты меня пытаешься переучить. К сожалению, нередко забывают, что являются дурным примером для детей.

Как–то был на одном ДТП, где сбили ребёнка, переходившего улицу не по «зебре». Я спросил у него: «Почему ты так поступил? Разве не знаешь, где нужно переходить улицу?» А он мне ответил: «Взрослые здесь ходят, а почему мне нельзя?». После его слов я был готов дать хорошего «ремня» таким взрослым.

– Вашему сыну нет ещё и двух лет. Наверное, немного погодя посадите его за руль?

– Нет, не думаю, что с этим нужно торопиться. Лет в 16, не раньше. Прежде как следует обучу его теории. Вот когда будет щёлкать все правила, как орешки, тогда и посмотрим. Но не каждому суждено сесть за руль. Кто–то взялся за руль – и видно, что он поедет. А другого учи не учи, а у него изначально страх перед дорогой. Это как у сапёров: дрожат руки – не состоишься в профессии. Поэтому всегда нужно рассчитывать свои возможности.

– На наших дорогах становится всё больше дорогих красивых иномарок. У вас, мягко скажем, авто не первой свежести. Не завидуете?

– Нет! Взяток брать не умею. А успехам других людей искренне радуюсь.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах