В зависимости от качества системы управления и мобильности населения они разделили города на пять групп: «город в унитарном государстве», «город–комбинат», «город бюрократов–предпринимателей», «народный город» и «город – гражданское общество».
Город «по ситуации»
При этой модели самостоятельность город сохраняет, но развивается он в интересах местной бюрократии. Градоначальник ведёт себя как предприниматель и конкурирует с частным бизнесом. На рынке преобладают муниципальные и «псевдочастные» предприятия. Создаются искусственные барьеры для мелкого бизнеса, в результате чего формируется «муниципальный капитализм». Распределение земель подчинено интересам местной бюрократии. Реальное местное самоуправление представляет собой бюрократические институты, которые противостоят интересам горожан.
На сегодняшний день город вновь приобрёл купеческие черты. Малый бизнес сосредоточен в торговле, но его активно вытесняют сетевые магазины и пресловутые торгово–развлекательные центры. А экономика города устремилась к модели «города бюрократов–предпринимателей». В доказательство можно привести множество конкретных примеров. Наиболее характерный из них – история освоения речки Студенец.
Попытку загнать Студенец в трубу городские власти предприняли ещё в конце 80–х годов, но горожане дружно выступили против, и «отцы города» отступили. Хотя, как показали дальнейшие события, ненадолго.
Один из проектов предполагал обустройство Студенецкой набережной и превращение её в зелёную зону. Пойма речки сама напрашивалась на оригинальный двухуровневый парк с пешеходной набережной. Но о проекте быстро забыли, и застройщики принялись осваивать Студенец, исходя из коммерческих интересов и в полном соответствии с моделью «города бюрократов–предпринимателей». Русло спрямить, речку загнать в трубу, площадку выровнять. Горожане робко запротестовали, и власти так же робко на ропот отреагировали. Суд признал, что работы начаты незаконно, нарушен Водный кодекс России, и застройщиков оштрафовал на 50 тысяч рублей, что никак не повлияло на судьбу речки. Бабло в очередной раз победило благородные намерения архитекторов.
Гордиевы узлы
В сентябре 2009 года власти Тамбова предприняли попытку хотя бы теоретически реализовать «народную» модель города: приняли генеральный план его развития. На разработку «картинки с обоснованиями» ушло пять лет и куча денег.
В генплане представлены лишь узловые объекты коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур, площади, бульвары. Предполагалось, что город делает предложения, а инвестор реализует проект, исходя из размеров муниципального приданого и собственной выгоды. При этом генплан декларировал удобства для горожан, избавление города от «мрачного наследия царизма» – от ветхих домов дореволюционной постройки.
Предусматривалось создание объездной дороги, которая свяжет жилые и промышленные районы, а также сооружение под Центральным рынком тоннеля с подземными парковками. Идея красивая, и её реализация действительно разрубила бы запутанный транспортный гордиев узел в центре города, но по финансовым причинам неосуществимая.
Протокол о намерениях
Тугим узлом завязаны и отношения в сфере коммунального хозяйства, содержание которого возложено на собственников жилья. То есть они – единственный коллективный инвестор, который вкладывает свои деньги в коммуналку. Но для собственника–инвестора коммунальная сфера так и осталась «чёрным ящиком», не открыв который, город нормально развиваться не сможет.
Ещё до принятия генплана Тамбов начал стремительно терять репутацию зелёного города и обаяние старины. Практически уничтожен парк в центре города, куда гигантским каменным комодом въехал торгово–развлекательный центр.
Основные площади города исторически были привязаны к православным храмам, которые доминировали в облике Тамбова. С утратой церквей город терял и площади, и своеобразие. Одним из последних был утрачен Никольский храм, на месте которого в 1949 г. водрузили знаменитую «тридцатьчетвёрку» – танк «Тамбовский колхозник». Генпланом предусматривался перенос его в парк Победы. Но такое, в общем, разумное решение вызвало эмоциональные протесты горожан, и от него пришлось отказаться.
Генплан по сути дела оказался протоколом о благих намерениях. За пять лет он оброс ожидаемыми «поправками на ветер», продиктованными интересами чиновников, предпринимателей и примкнувших к ним церковных деятелей.
… Дописывая последние строки, слышу за окном грохот экскаватора, который ковшом пытается взломать асфальт, капитально положенный три дня назад рядом с мусорной площадкой. Что–то у бюрократов и предпринимателей не срослось…