Род купцов и промышленников Морозовых хорошо известен с незапамятных времён. Но революция 1917 года, казалось, навсегда поставила крест на знаменитых династиях предпринимателей нашей страны. Но сегодня выясняется, что продолжатели лучших традиций купечества живут не только за границей, но и в Тамбове.
Клад с золотом
‑ О своём дедушке купце Морозове знаю лишь по семейным преданиям. Звали его Александром, а бабушку – Авдотьей. Говорят, что дедушка по доходам и состоянию мало чем уступал промышленникам Асеевым. Слышала, что в Тамбове был даже родовой склеп Морозовых. Он располагался неподалеку от нынешнего завода «Ревтруд». Конечно, дедушка не принял революцию. Пытался, как многие купцы того времени, спасти остатки своего имущества. Где–то даже закопал сундук с золотом, который так и не нашли, несмотря на то, что его под страхом расстрела заставляли указать, где спрятаны сокровища. Но сундук таинственным образом исчез, ‑ говорит
Валентина Вотановская, индивидуальный предприниматель, руководитель торгового предприятия «Леди – зима».
И таких таинственных историй у моей собеседницы предостаточно. Но, к сожалению, почти нет никаких подлинных документов и свидетельств о тамбовском семействе Морозовых, кроме потёртых вырезок из газет, которые хранятся в семейном архиве.
Кстати, есть ещё одно любопытное предание о купцах Морозовых, которые проживали в Моршанске. Тамбовские краеведы утверждают, что мама писателя Антона Чехова принадлежит именно моршанскому роду купцов Морозовых. Так что не исключено, что Валентина Михайловна состоит в далёком родстве с семьёй известного писателя. Словом, вопросов много и на них еще предстоит найти ответы.
Купеческая жилка
В 12 лет она почувствовала, как в её крови вдруг взыграл ген купечества. Потом уже в 90–е годы она одна из первых открыла своё дело. Более 15 лет занималась скорняжным производством. Предпочитала работать с мехами. А это нелёгкое дело. В конце концов, поняла, что тягаться с московскими и питерскими производитеями – дело малоперспективное. Поэтому и было решено сосредоточиться лишь на купеческом деле.
Мне достаточно беглого взгляда, чтобы оценить, из какого меха изготовлено изделие, понять базу модели, определить посадку и так далее. Сегодня мы работаем с 40 фабриками. Причем все они отечественные. В шляпном деле пока никто не обошел российских мастеров. И это вполне объяснимо. Только в нашей стране бывает по – настоящему холодная зима. Поэтому мы стараемся подобрать нашим клиентам не только элегантную шляпу и другой головной убор, но и шубу или пальто, чтобы наряд смотрелся гармонично, в комплекте. Работаем в основном с питерскими мастерами шляп, а палантины, шарфы, платки у нас итальянского производства, – говорит моя собеседница.
Валентина Михайловна знакома со всеми ведущими дизайнерами шляпной моды в России. Она бывает на всех показах и выставках.
По её словам, шляпная мода капризна, поэтому нужно знать все тенденции, стили, направления. Например, в этом сезоне в тренде фетровые шляпы.
Не случайно и название шляпного салона «Леди – зима». Само слово «леди» уже указывает на категорию покупателей, а зима, конечно, это прямая отсылка к купеческому роду Морозовых.
‑ Но по уровню дохода мы никогда не делим своих покупателей, рады каждому, кто приходит в салон, ‑ говорит Валентина Вотановская.
У Валентины тонкий вкус. Может быть, поэтому, она любит только красивые вещи, работает с качественными мехами французской выделки, в магазине нет китайских подделок и турецкого ширпотреба.
Шляпный салон уже существует более 20 лет. И это уже о многом говорит. Предприниматели–однодневки давно канули в Лету, а внучка тамбовского купца Александра Морозова знает, вероятно, какой–то торговый секрет, который ей передался по наследству.
‑ Да, нет никакого секрета. Нужно только любить свое дело и относиться к нему со всей душой, ‑ говорит Валентина Михайловна.