Примерное время чтения: 8 минут
131

Безразличие - главный коммунальный недуг

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. АиФ-Тамбов 20/05/2015

Судя по неофициальному сайту губернатора, который стал своеобразной жилеткой для народного плача, проблем в жилищно–коммунальном хозяйстве региона пока хватает. 30% всех обращений так или иначе связаны с этой сферой. Некоторые жители области говорят, что нужно повышать контроль за работой управляющий компаний и ТСЖ. В этой связи «АиФ–Тамбов» пригласил в редакцию заместителя председателя общественного совета области по вопросам ЖКХ Сергея Захарцева.

Официально
Глава администрации Тамбовской области Олег Бетин: - Мы недооценивали систему общественного контроля. К решению вопросов в сфере ЖКХ нужно привлекать общественность, выносить проблемы на публичное обсуждение. Мы должны найти общее решение. Так, чтобы каждый человек чувствовал себя не просто жильцом, а хозяином. Чтобы мог спросить со своих партнёров результаты оказания услуг и сам выполнял обязательства.

Дорогу осилит идущий

– Сергей Николаевич, давайте скажем предельно откровенно, что различные общественные советы созданы для галочки, они не наделены какими–то правовыми полномочиями. Через них власть пытается «протащить» спорные решения.

– Не соглашусь с вами. Общественный совет по вопросам ЖКХ и не должен заниматься починкой труб в том или ином доме. Но мы не оставляем без внимания ни одну жалобу, ни один вопрос. При необходимости выезжаем на места для детального разбирательства. Но основная задача совета: подсказывать власти, где есть болевые точки, искать выход из тех или иных непростых ситуаций. Чем мы и занимаемся.

– А есть результаты?

– Безусловно. Возможно, они не столько заметны, как того хотелось. Например, под нажимом общественности в прошлом году была отменена так называемая социальная норма на потребление электроэнергии. Для этого мы провели в феврале прошлого года масштабные общественные слушания.

– Но не все решения этого форума были реализованы. Например, много говорилось о необходимости создания в области единой диспетчерской службы. Но где она?

– Не все вопросы можно решить сиюминутно. Но такой диспетчерской службой стал неофициальный сайт губернатора. Все жалобы и обращения, которые туда поступают, рассматриваются и решаются довольно оперативно. Два раза в неделю ответственные лица собираются и отчитываются, что сделано. На этих же заседаниях даётся новое задание, расписывают сроки и назначают ответственных. Сегодня, насколько мне известно, у руководства региона есть желание до минимума сократить сроки рассмотрения жалоб. Сейчас даже объявлен месячник по ускоренному рассмотрению жалоб.

– Но на сайте есть и откровенные отписки.

– Не все вопросы можно решить оперативно, некоторые требуют дельной проработки. Сегодня, например, важно понять, переходить в Тамбове в Октябрьском районе на мини–котельные или восстанавливать старые теплотрассы. Понятно, что вопрос улучшения теплоснабжения не решить за час. Бывает, что и сами обращения не вполне по адресу. Некоторые тамбовчане даже не пытаются дозвониться до председателя ТСЖ, а сразу же пишут жалобы в газеты, на сайты, в прокуратуру.

Вежливость – оружие ЖКХ

– Но людей можно понять. Если в ЖКХ не хотят решать их проблемы, да еще откровенно хамят, то куда им еще обращаться?

– Конечно, когда проблема не решается управляющей компанией или ТСЖ, то необходимо выходить на более высокий уровень. Но соглашусь, что общий уровень культуры у работников коммунальной сферы на довольно низком уровне. Людям нужно спокойно и доступно объяснять, в чём проблема, как она решается, обозначить сроки выполнения ремонта и так далее. Кстати, в конце апреля состоялось очередное заседание общественного совета, где была дана чёткая установка на повышение культуры в этой сфере. Нужно искать к людям подход.

– К нам в редакцию поступают звонки от жителей, которые говорят откровенно, что при расчетах за ЖКУ их обманывают.

– На сегодняшний день это серьёзная проблема. Жители часто просят, и вполне обоснованно, сделать перерасчёт. Управляющая компания, как правило, без разговоров принимает заявление от потребителей и отправляет его поставщику ресурсов. Но вот здесь и возникают трудности. Ресурсопоставщики часто игнорируют требования потребителей, что недопустимо. Поэтому жители обрушивают свой праведный гнев на председателя жилищной конторы. Поэтому необходимо в ближайшее время выстроить четкую систему возврата платежей за некачественно поставленную услугу. Но это дело не одного дня.

– Может, надо менять механизм?

– Не думаю, всё прописано на законодательном уровне. Нужно только исполнять закон. Но этого зачастую не происходит. Проблема осложняется тем, что сегодня штампуются новые законы и нормативные акты с частой работы принтера. Потребители и компании не успевают привыкнуть к одним законам, тут же печатаются другие. На мой взгляд, следует ввести некий мораторий на законотворчество. Надо, наконец, остановиться и осмотреться, куда двигаться дальше.

– Немаловажный вопрос, который интересует наших читателей, – это рост тарифов. Многие считают, что платежи растут, а качество услуг – нет.

– Многие годы федеральные и региональные власти пытались, как могли, сдержать рост тарифов. Увы, из–за нехватки денег не удалось решить многие вопросы. Но некоторые из них требуют неотлагательной проработки. Теперь о прозрачности тарифов. У нас создан межотраслевой совет потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при администрации Тамбовской области, в который, кроме представителей рядовых потребителей, входят и крупные потребители ресурсов – заводы и предприятия, а также поставщики ресурсов. На этом совете идёт детальное обсуждение формирования тарифов. Этот вопрос сегодня на особом контроле.

Соломоново решение

Начальник службы оптимизации потерь энергоресурсов «Тамбовских коммунальных систем» Сергей Епифанцев:

– На мой взгляд, общественный совет по вопросам ЖКХ должен быть своеобразным арбитром между потребителями и управляющими компаниями, а также товариществами собственников жилья. Сегодня каждая из заинтересованных сторон тянет одеяло на себя. Так не должно быть. Приведу простой пример. Коммунальщики хотят проверить квартирные счётчики, чтобы детально сверить показания общедомовых и индивидуальных приборов учета. Так вот, по одному из каналов телевидения эксперт призывает владельцев квартир гнать контролёров в шею, дескать, они не имеют право врываться в квартиру. Вот такая однобокая позиция не допустима. А если человек у себя в квартире что–то нахимичил, проще говоря, подворовывает? Как тогда управляющей компании сработать без потерь и убытков? Кроме того, за перерасход потреблённых ресурсов кто–то должен платить. Поэтому нужно учитывать интересы и коммунальщиков. Общественный совет должен всё это внимательно изучить, если необходимо, то разъяснять потребителям, что их действия приводят к сбою в работе коммунальных служб, словом, искать некий компромисс. К сожалению, общественность и средства массовой информации сегодня демонизируют работу управляющих компаний и товариществ собственников жилья, что недопустимо.

Молодёжь – сторонний наблюдатель

Депутат Тамбовской городской Думы Артём Александров:

– Сегодня в стране повсеместно созданы общественные организации, более того, принят соответствующий закон, который регулирует их деятельность. Но ни один закон или нормативный документ не будет работать, если у потребителей не будет желания сделать что–то самим. Нужно больше проявлять инициативу снизу, интересоваться всеми вопросами ЖКХ. Зачастую только люди старшего поколения проявляют интерес к тому, что происходит в их доме. Молодёжь пока – сторонний наблюдатель. Конечно, в обществе есть и некая апатия, неверие в успех. На мой взгляд, общественный совет должен переломить эту ситуацию, чтобы жители Тамбова и области поверили в свои силы. Далеко за примером ходить не нужно. Несколько лет назад, когда вводился федеральный закон о капитальном ремонте №185, то многие не верили, что он поможет отремонтировать протекающие крыши и трубы. На первоначальном этапе потребители не хотели на принципах софинансирования платить и 5% от стоимости ремонта. Но когда увидели результат работы, то уже были готовы заплатить и половину, лишь бы войти в программу.

Демократия в ЖКХ

Валентин Соловей, публицист, литератор:

– Да, мне известно, что существует общественный совет по вопросам ЖКХ при администрации Тамбовской области.

 В его работу конкретно не вникал, но, тем не менее, меня смущает ситуация, когда общественный – подчёркиваю, – общественный совет по работе ЖКХ возглавляет чиновник уровня вице–губернатора, по своим должностным полномочиям отвечающий за работу ЖКХ в регионе! Личных претензий у меня к этому должностному лицу нет, но возникает противоречие. Ведь общественный совет призван контролировать работу не только частных компаний ЖКХ, но и людей, наделённых властными полномочиями. А получается, что в этом качестве чиновник контролирует сам себя! Раз заговорили о демократических принципах общественного контроля, так давайте их и осуществлять. Только в этом случае можно рассчитывать на эффективность институтов гражданского общества.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах