Ещё этой весной в жилищном кодексе произошли изменения: теперь платить за свет, воду, отопление и газ можно той организации, которая поставляет эти ресурсы. Если заключить договор напрямую, то деньги от собственников уйдут сразу поставщику, минуя счёт управляющей компании. То есть исключается лишний посредник. Беда в том, что посредник этот зачастую начинает создавать трудности для перехода.
Причина — на поверхности
В Тамбове такая ситуация сложилась в доме на Мичуринской, 163. Мы побывали по этому адресу: благоустроенный двор, зелень, дети играют на площадке. Сразу видно, что люди здесь по-хозяйски относятся к общей территории, стараются принимать активное участие в общественной жизни города, во всём проявлять инициативу. Нас встречает житель дома Виктор Николаевич. Для прессы он просит не называть его фамилии, но о ситуации, сложившейся в доме уже не первый месяц, охотно рассказывает всем.
«Ещё в начале года, когда в стране приняли решение о том, что платить за коммуналку можно будет сразу поставщикам услуг, мы на общем собрании жильцов подписали протокол, подтвердив согласие на переход на прямые договоры с нашими поставщиками коммунальных услуг, — говорит он. — Вот с того времени и по настоящий момент мы находимся в ожидании — когда же мы начнем оплачивать услугу напрямую поставщикам, а не через УК».
Редакция газеты обратилась в РСО за разъяснением ситуации и выяснила, что поставщики уже давно готовы приступить к заключению прямых договоров с жителями, только вот не могут, потому что управляющая организация явно затягивает процесс передачи всей документации, необходимой для заключения этих договоров.
Причина ситуации — на поверхности. Управляющая компания — это коммерческая организация, которая хочет получить от деятельности максимальную прибыль. Быть посредником между жильцами и ресурсопоставщиками — значит получать свободные деньги, которые можно не сразу передавать поставщику, а использовать для своих нужд. То, что система ЖКХ развивается, становится более прозрачной, для посредника как раз не выгодно.
«У нас во дворе живут порядочные люди, мы все исправно платим за коммунальные услуги, так вот откуда же у УК накапливаются долги? — добавляет Виктор Николаевич. — Понимаете, нам такая ситуация ни к чему, должниками быть мы не хотим».
В управляющей компании отказались комментировать эту ситуацию, и мотивы этого понятны.
«Надеемся, что до начала отопительного сезона ситуация всё же сможет проясниться, не хотелось бы продолжать отдавать не только за круглогодичные коммунальные услуги, но и за отопление в чей-то карман, — добавляет житель дома. — Тем более что закон на нашей стороне».
Время — деньги
Между тем существует опасность и иного рода. Конечно же, поставщик ресурсов не вправе отключить подачу коммунального ресурса у жителей «домов-задолжников», чем и пользуются недобросовестные управляющие организации, а многомесячные судебные тяжбы только увеличивают сроки накопления их долгов. И тут только вопрос времени — как скоро УК сможет объявить себя банкротом.
Руководитель общественной организации «ЖКХ Контроль» Андрей Пронькин подтверждает, что практика невозвратных долгов управляющих компаний перед поставщиками обширная, это как раз те случаи, когда УК объявлена банкротом:
«Встречается подобное и в Тамбове. Пример тому — печально известная всем УК «Доверие», собиравшая в своё время с жителей плату за услуги, но не рассчитывавшаяся с ресурсопоставщиками, что привело к накоплению многомиллионной задолженности. Как итог — отзыв лицензии у УК».
В одной из крупных компаний Тамбова по поставке тепловой энергии нам подтвердили, что задолженность у тамбовских «управляшек» действительно есть — и немалая: вполне возможно, она скоро «дорастет» до полумиллиарда.
Так может быть, настало время собственникам жилья задуматься, кому и за что они перечисляют свои «кровные»? Тем более что новые изменения в Жилищном кодексе как раз призваны помочь населению максимально просто решить этот вопрос.