Примерное время чтения: 4 минуты
300

Иван Вырыпаев: «Я не претендую на истину, я делюсь своими мыслями»

Анастасия Кравченко / АиФ

Студенты Воронежской академии искусств, журналисты и просто любители хорошего кино и драмы, собрались в малом зале ВГАИ для того, чтобы послушать знаменитого кинорежиссера и драматурга.

Лекция с небольшими элементами мастер-класса для молодых актеров длилась без малого три часа, и за это время Иван Вырыпаев рассказал, что такое современное искусство и чем искусство отличается от творчества.

Краткий экскурс в историю

Драматург предупредил, что без понимания того, как развивалось искусство, нельзя говорить о нем в контексте современности. Поэтому он предложил начать с «Большого взрыва»:

– Вначале никакого искусства не было. Было «пространство сакрального» – мантры, песнопения, иконы. Все это нужно было для соединения человека с Богом. Чем отличается «пространство сакрального» от искусства?  Андрей Рублев, показывая нам икону, говорит: «Вот Бог». А Микеланджело, рисуя картину, говорит: «Вот я показываю вам Бога». Искусство – это о чем-то. Сакральное пространство разделилось, и из него вышло искусство.

Иван Вырыпаев: «Искусство все время должно изобретать новые формы» Фото: АиФ / Анастасия Кравченко

Об искусстве и творчестве

В ходе лекции, Иван Вырыпаев заострил внимание на том, что искусство и творчество – это разные вещи, которые часто путают:

– Искусство – это отражение реальности в различных формах проявления, несущее себя в массы, в то время как творчество – это только подход к тому или иному делу. Можно принадлежать к миру искусства и при этом не проявлять творчества в своей профессии, а можно творчески выполнять работу пожарного. Творчество присутствует повсюду. Цель творчества – стать самим собой. Это самое главное. Твоя профессия, твое существование в мире – это твой путь, который тебе дан. Ты не просто работаешь, ты узнаешь мир.

Постмодернизм в современном мире

Иван Вырыпаев поделился с публикой своим пониманием постмодернизма:

– Я положительно отношусь к постмодернизму как к тому, что нас окружает сегодня. Это и есть наша жизнь. Он освобождает нас от догм, за которые мы схватились и держимся. Он разрушает стереотипы, которые нам нужно отпустить.

Авторский метод в рамках современного искусства

Режиссер показал, что современное искусство прекратило свое существование:

– На сегодняшний день все формы искусства себя исчерпали. Можно только улучшить те формы, которые есть.  Можно сделать вывод о том, что пространство искусства закончилось. Произошел конец искусства как отдельного вида и отдельного пространства. Непонимание этого момента ведет к симуляции искусства.

Говоря об уникальности творческого подхода к драме как жанру, автор приводит пример:

– Мой метод опирается на классическую театральную школу. При этом он основан на тотальном присутствии человека на сцене. Спектакль – это то, что я что-то делаю для вас. Современное искусство – это разрушение четвертой стены. Соединение зала с тем, что происходит на сцене. И я стараюсь работать именно по этому принципу. Если мы возьмем фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублев» и покажем его в пустом кинотеатре, где не будет ни одного зрителя, то, несмотря на это, можно будет сказать, что акт искусства состоялся. А если в таком же пустом зале показать фильм «Кислород», то ничего не произойдет. Потому что для того, чтобы смотреть фильм «Кислород» обязательно нужен один человек в зале, зритель. Обязательно. Этот фильм не существует сам по себе.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах