На прошлой неделе в городской администрации прошло совещание, где презентовали два варианта развития рельсового транспорта в Воронеже. Компания ЗАО «МГЦ–групп» представила концепцию строительства линий скоростного трамвая, а ООО «Киносарг» – схему метрополитена. Так что же «победит»: скоростной трамвай или метро?
Опять по шпалам…
Сегодня суточный объём перевозок в Воронеже составляет около 550 тыс. человек, а годовой – почти 167 млн. Львиную долю пассажиров перевозят автобусы. В среднем в день пассажиропоток составляет свыше 34 тыс., а пиковый – более
41 тыс. человек. При этом 70% маршрутов в час пик курсируют по дорогам города с перегрузом.
– Проведённый анализ показывает, что 14 маршрутов имеют пиковую нагрузку более 10 тыс. человек в час, а по данным Минтранса – максимальная провозная способность автобусного маршрута – 8 тыс., – сообщил Матвей Матюшин, вице–президент ЗАО «МГЦ–групп».
Например, в Красноярске – городе, очень похожем на Воронеж, проживает 1 млн 20 тыс. человек. Там сохранилось трамвайное сообщение, и за счёт доступности и хорошей развитости транспортной системы общественным транспортом ежегодно активно пользуются 314 млн человек. Это в два раза больше, чем в Воронеже.
– То есть можно говорить о том, что если проект будет реализован, то львиная доля населения откажется от использования личного автотранспорта в пользу общественного для того, чтобы передвигаться по городу в рабочее время. Это улучшит и экологию, и транспортную ситуацию, – считает Матвей Матюшин.
Сторонники идеи скоростного трамвая также сообщили, что общая протяжённость линий, которая закроет основные проблемы на отдалённую перспективу, – 89 км, с учётом прокладки линии до аэропорта. Наземные линии – 74 км, подземные – почти 15 км, эстакады на значимых перекрёстках – ещё 1 км. Количество наземных станций – 57, подземных – 6, тяговых подстанций – 23, депо – 4 и 135 единиц 3–секционных трамваев (вместимостью до 250 пассажиров). Программа–максимум – 7 линий. Начать специалисты предлагают со строительства двух линий, имеющих наибольший пассажиропоток: соединить Северный и Юго–Западный районы с центром и центр – с левым берегом.
…или под землёй?
Другой вариант развития транспортной сети в Воронеже – метро. Сторонники этой идеи предлагают построить три линии метрополитена и задействовать все три воронежских моста. Первая ветка – от областной больницы по Московскому проспекту, через центр, ВГАСУ и на левый берег по
ВОГРЭСовскому мосту (в перспективе она подразумевает ответвление в сторону Машмета). Вторая – от ТЦ «Метро» по Северному мосту через площадь Ленина, Цирк в Юго–Западный район (в перспективе – ответвление в Северный микрорайон), а третья – из Семилук по улицам
9 Января, Кольцовской, Чернавскому мосту, Димитрова. Практически вся протяжённость – около 50 км – под землёй.
– Именно форма города и плотность потока определяют тип транспорта, – отметил Игорь Березин, директор ООО «Киносарг». – Воронеж – классический пример мегаполиса для подземного метро. Скоростной трамвай используется, например, в Волгограде, но там город вытянут на 80 км, и многие районы даже не связаны друг с другом. Омск, Красноярск, Челябинск, Ростов–на–Дону, Пермь проектируют только метрополитены. Это города схожей структуры, они крупные и округлые.
Чтобы решить, какая концепция больше подходит нашему городу, в течение месяца создадут рабочую группу из проектировщиков, строителей и представителей дорожных ведомств. Она и определит единый вектор развития.