Представителем одной из триад является интегрированная структура «Концерн «Созвездие», объединяющая 11 заводов, 9 НИИ и КБ, расположенных в регионах России, во главе с материнской компанией ОАО «Концерн «Созвездие» (г. Воронеж).
О перспективах концерна рассказывает его научный руководитель Василий Иванович Борисов.
Сохранили инженеров
– Василий Иванович, вы создавали системы связи в советское время, возглавляли институт в трудный период экономических реформ. Как отвечал НИИ связи на вызовы времени, и какие задачи стоят перед ним сегодня?
– В советское время оборонка развивалась иначе, чем сегодня. Стояла задача – каждые 10 лет менять поколение изделий, – и она чётко выполнялась. В 90–е годы началась вакханалия. Объёмы производства на заводах, выпускавших нашу технику, упали в 5–10 раз. Инженеры оказались невостребованными.
Но мы старались выжить. Нам удавалось формировать заказы. С 1995 по 2008 годы мы приняли на работу порядка 1 700 молодых специалистов – выпускников ВГУ и технического университета. Мы организовали у себя 13 филиалов кафедр ВГУ, ВГТУ и ВГУИТ и с третьего курса обучали студентов. Старались им помогать – платили часть ставки молодого специалиста. Поэтому мы не только сохранили, но и нарастили кадровый потенциал. Правительство Российской Федерации ставит задачу довести к 2020 года средний возраст работника оборонной промышленности до 40 лет. А мы уже снизили его до 39–ти. Намечается ощутимый подъём. У нас всё для этого есть: тематика, кадры.
– И чем институт привлекает молодых специалистов?
– У нас есть аспирантура, учёный совет по защите кандидатских и докторских диссертаций. И, конечно, мы всегда старались платить больше остальных. Если сейчас в области средняя зарплата около 23 тыс. руб., то мы закончили год со средней зарплатой 49,6 тыс. руб.
– Удалось ли ОАО «Концерн «Созвездие» поднять уровень других предприятий, входящих в интегрированную структуру?
– Объёмы производства материнской компании росли даже в самые тяжёлые годы. У нас много инновационной продукции и есть чем загрузить заводы. Сегодня на подъёме воронежский завод «Электросигнал», «Рязанский радиозавод», предприятия Тамбова и другие.
Управление инновациями
– Как показывает себя продукция концерна на международном рынке?
– Мы работаем с 28 государствами. Наша техника пользуется и будет пользоваться спросом. Так, в прошлом году было подписано соглашение о сотрудничестве с корпорацией «Thales». Запад всегда хотел нам продавать свою продукцию, но мы будем заимствовать у них только передовые технологии. В том, что касается замыслов, нам учиться у них нечему, они сами могут у нас поучиться. Наши научные школы очень ценятся. На Тайване, в Малайзии мы будем заказывать монтаж печатных плат 5–6 поколений. Но все финишные операции оставим у себя – уровень российской локализации будет не менее 75%.
– Насколько успешно идёт конкурентная борьба?
– Мы работаем на стратегическое, оперативное и тактическое звено. У нас есть и солдатская 100–милливаттная станция, и центры мощностью в мегаватты, которые доводят информацию до любых точек, даже под водой. Есть техника, не имеющая зарубежных аналогов, или которая их превосходит – это средства связи для систем ПВО и ПРО, например, С–300, С–400, «Панцирь». «Панцири» покупают десятки стран – это единственный в мире ракетно–пушечный комплекс. На высоком уровне и наша техника радиоэлектронной борьбы –разведки и подавления средств связи.
Перед нами стоит задача довести к 2020 году уровень конкурентоспособной инновационной продукции до 75%.
Инновационными должны быть проекты, технологии, производство, административный менеджмент, а также студенты, инженеры, ученые и рабочие.
Когда мы создавали концерн – а в него вошли предприятия из 10 регионов – встал вопрос: где платить налоги? Все предприятия это делают по месту жительства. Мы не обкладываем наши дочерние зависимые общества большим оброком – нам хватит и объёма производства материнской компании, который сегодня составляет 10% валового продукта области. А к 2020 году он должен достичь 20%, и мы этого добьёмся.