aif.ru counter
31.03.2014 23:15
Елена ДЕРЕВЯНКИНА
179

Когда исчезнут очереди пациентов в воронежских поликлиниках?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. Аиф-Черноземье 26/03/2014
Алексей Юхтанов / АиФ

Телефон нашей редакции просто оборвали читатели, которые жалуются на огромные очереди в городских поликлиниках. Чтобы попасть на приём к врачу, людям приходится проходить семь кругов ада. Это и хамство в регистратурах, и битва за талоны на запись к специалистам, и толпы страждущих уже перед дверями к врачу.  Да, рано или поздно заветный кабинет откроет перед вами двери, но какой ценой вы добьётесь этой цели!

Чиновники заверяют: с кошмаром в поликлиниках будет покончено. Сейчас как в Воронеже, так и в области начались активные проверки медучреждений. Власти готовы нещадно наказывать виновных. Но решит ли это проблему?

Голову с плеч

официально
Зарплаты подняли - где качество? Алексей Гордеев, врио губернатора Воронежской области: - В нашем здравоохранении формально картинка красивая: денег много потрачено, и оборудование приобретено, обучение состоялось. А реально, как показывают соцопросы, ничего не меняется к лучшему. Сейчас критерий относительно очередей введён в материальное поощрение главных врачей - если в поликлинике очереди, то главный врач не может получать премию. Результаты определённые есть. И мы будем дальше с этим разбираться. Государство подняло заработную плату врачам в полтора раза - и работать теперь нужно в полтора раза качественнее.

Ещё в ноябре прошлого года губернатор области заявил, что отвечать за очереди в поликлиниках должны главные врачи. Если главврач не справляется со своими обязанностями, не может достойным образом организовать работу медучреждения, то варианта два: либо лишение премии, либо увольнение. И вот прошло почти четыре месяца… Распрощался ли кто–нибудь из руководства местных поликлиник со своим креслом?

Оказалось, что да – крайняя мера коснулась двух главврачей воронежских поликлиник. К сожалению, каких именно, не уточняется – видимо, информация секретная. Более того, судя по настрою властей, похоже, что «чистки» продолжатся.

Как сообщили в региональном департаменте здравоохранения, в поликлиниках и больницах области сейчас проводится анкетирование пациентов. Таким образом представители власти пытаются выяснить, довольны ли люди тем, как их лечат и принимают в лечебных учреждениях. Так, с помощью соцопроса уже узнали мнение 900 пациентов. Как раз после этого два главврача лишились своих мест, а ещё несколько – премий, которые, между прочим, составляют около 40% зарплаты.

Вроде бы правильно – надо наказывать виновных. Но если заглянуть в проблему глубже –всегда ли виновен главный врач? Ведь как бы то ни было, а одна из основных причин скопления очередей – острая нехватка специалистов. И вряд ли здесь можно предъявлять претензии только к руководству больниц и поликлиник.

Так почему нам так не хватает кадров? Ведь в Воронеже есть своя медицинская академия, в которую традиционно бешеный конкурс! Куда деваются после учёбы молодые врачи – загадка.

А ещё известно, что острый дефицит узких специалистов возник в результате пресловутой реформы здравоохранения, когда чиновники подняли зарплаты участковым, «обделив» вниманием остальных. Многие врачи стали увольняться либо искать счастье на поприще платных услуг. И полученный дисбаланс до сих пор «икается» пациентам.

Попробуй запишись

Особо остро не хватает узких специалистов в поликлиниках. Время записи к ним строго ограничено, многие работают там по совместительству, а желающих попасть на приём – пруд пруди.

– У нас в поликлинике даже окулиста нет, – жалуется Светлана Володина, жительница Воронежа. – Направляют в другой район. Представляете, сколько там народу? Ведь у той поликлиники достаточно своих людей, которых она должна обслуживать, а тут ещё и мы… Дошло до того, что врач даёт консультации по телефону. С одной стороны, конечно, неплохо, но ведь по телефону осмотреть невозможно!

– В нашей поликлинике очередь в три вилюшки к педиатру!  – вторит Ирина Малышева, жительница Воронежа. – Всегда полно народу, и, конечно, больные и здоровые дети сидят в одном коридоре. Так придёшь со здоровым ребёнком, а он какой–нибудь вирус подхватит! А ходить к врачу приходится не только больным – например, если ребёнок три дня не ходил в садик, то нужно нести справку о том, что он здоров. А чтобы получить эту справку, надо два часа сидеть в очередях! А когда в школах и детсадах начинаются медосмотры, то туда вообще не пробиться.

Как утверждают пациенты, без особых проблем сегодня можно разве что флюорографию пройти, да и то не везде. А так –всё та же запись, всё те же очереди, а нередко ещё и «приятное общение» в регистратуре. Нас же много, а регистратор один!

– В поликлиники стараюсь не ходить, – признаётся Ольга Ворошилова, жительница Воронежа. – Предпочитаю платную медицину. Там и персонал вежливый, и никаких тебе очередей. Для меня лучше заплатить, чем терпеть хамство в очередях и тратить нервы и время. Правда, знаю, что не каждый может себе позволить такой выбор. Но при том обслуживании, которое предлагается в муниципальных заведениях, лично у меня выбора тоже нет.

Кто с компьютером на «ты»

Пытаясь решить проблему с очередями, чиновники придумали организовать не простую очередь, а электронную. Вот  только электронная регистратура лишь добавила проблем. Во многих поликлиник слова: «Я записался через Интернет» звучат как иностранные. В итоге получается, что записавшийся виртуально сидит в той же очереди, что и «простые смертные».

Для тех же, кто не освоил Интернет, а прийти в поликлинику для записи нет времени, есть возможность записаться по телефону. Но и здесь никто не застрахован от «приключений».

– На днях я побывала в поликлинике на приёме у окулиста, – рассказывает Елена ВЕЛИЧКО, жительница Воронежа. – Записывалась по телефону. Правда, получилось это только с четвёртого раза – меня всё время кормили «завтраками», говоря, что записи к врачу уже нет, или что компьютер завис. И только в четвёртый раз, когда я начала возмущаться, меня, наконец, записали. Я очень беспокоилась, что только на словах, но когда пришла на приём, была приятно удивлена – меня приняли строго по времени. Правда, потом окулист направил меня к другому врачу в другую поликлинику – вот там я вкусила все прелести ожидания в длинной очереди.

Помогут ли «карательные меры» в отношении руководства поликлиник, покажет время. Редакция будет следить за развитием ситуации.

P. S. Дорогие читатели, если и вы столкнулись с безобразиями в медучреждениях, звоните и пишите нам – поделитесь своей историей!

Не всё и сразу

Татьяна Головачёва, врач, к. м. н., член комитета по охране здоровья областной Думы:

– У нас в поликлиниках не хватает докторов, вот и получается, что больной не может попасть к узкому специалисту, потому что у того и так в день 30 человек, и больше он принять не может. Есть масса примеров в Европе, например, в Швеции, когда очередь к тому же окулисту больной может ждать шесть месяцев. И никто не возмущается. Причём это страна с наиболее развитой системой здравоохранения. Считается, что если это не экстренно, то вы можете записаться заранее.

Решать проблему очередей нужно с двух сторон: и со стороны врача, и со стороны пациента. Если кадров будет достаточно, очереди станут меньше. Так уж сложилось, что все врачи хотят работать в стационаре: это и интереснее, и позволяет быстрее повысить квалификацию. А поликлиника – это рутина. Да и за 5 600 руб. ходить каждый день на работу и быть вежливым, внимательным и компетентным очень сложно.

И, конечно, пациенты должны понять, что не всегда можно получить всё и сразу. Воспитывать надо всех: и больных, и мед–работников. Нужно применять кардинальные меры по обеспечению кадров и поднимать престиж поликлиники в глазах больных.

Работать некому!

Ольга Юдина, жительница Воронежа:

– Меня поражает система записи к узкому специалисту. Например, чтобы записать ребёнка к окулисту, нужно прийти в определённый день в определённое время в поликлинику, дождаться, когда регистратура выложит заветную папочку, в которой хранятся целых пять талонов, чтобы потом урвать этот самый талон. Если сможете это сделать буквально в борьбе с другими, то получите запись на приём. Но и тут всё не просто! К доктору приходят все: и кто болеет, и кто оформляет медкарту для детсада или школы, и мамы с грудничками на плановый осмотр, которых принято пропускать без записи…

В итоге, в отведённый день к окулисту можно и не попасть. Врачей катастрофически не хватает, такая же ситуация и с кардиологом, и с фтизиатром, и с лором… Но самое плохое, что раз в поликлинике числится врач, хотя он и работает только раз в неделю по несколько часов, то нельзя получить направление в другое место. Вот и приходится выбивать талончики и ждать у моря погоды. 

В поисках лёгких путей

Владимир Болотских, проректор по учебной работе ВГМА, профессор:

– Только 40% выпускников нашего медвуза идут работать в Воронеж и районы области. Естественно, этого недостаточно для практического здравоохранения. Кадры стареют, им нужна замена.

Есть и другая проблема: все хотят работать в стационаре, и непременно хирургами. А в поликлиники идут неохотно – работа там тяжёлая, основной контингент больных – пожилые люди. Хотя в последнее время в поликлиниках подняли зарплату, возможно, в будущем это подтолкнёт молодых специалистов идти туда.

Студентам с первого курса рассказывают о том, что врач–терапевт – это один из ведущих врачей во всём многообразии специальностей. Довести пациента до хирургии – дело нехитрое. Основную роль играет именно терапевт, который как раз и должен помочь пациенту.

Абитуриенты приходят в вуз уже со своими взглядами на жизнь, и изменить их очень трудно. Проблема в том, что современные молодые люди хотят всего и сразу. Они думают, что сегодня окончат вуз, а завтра станут великими хирургами. При всём этом они совершенно не хотят трудиться и не понимают, что для того, чтобы зарабатывать деньги, нужно работать, и работать серьёзно.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах
Роскачество