Жители посёлка Масловка уже привыкли к тому, что вечный огонь на братской могиле загорается только по праздникам. Символ памяти на мемориалах области начал гаснуть несколько лет назад. Причина банальна: у муниципалитетов не хватает средств на оплату газа. Бесплатно поддерживать память о павших «национальная» компания не собирается.
Чем же запомнят воронежцы теперь уже бывшего начальника регионального филиала газового монополиста? И какие причины могли вызвать его отставку?
Есть мнение, что при Николае Карасикове были сорваны планы газификации области. Сегодня уже смешно вспоминать, что когда-то областные руководители обещали «голубое топливо» для всех посёлков в 2009 году. Сроки оказались резиновыми. Прошлой весной на встрече с Алексеем Миллером, председателем правления «Газпрома», говорилось об опережающих темпах газификации и о том, что в следующем году она «практически полностью будет завершена». Между тем, уже в январе 2014-го речь шла о ближайших трёх-четырёх годах. Уровень газификации региона – 86%, а в сельской местности – лишь 72%. Воронежская область отстала от всех соседей по Черноземью. Так, полностью обеспечила население газом Липецкая область. Белгородская, Орловская и Тамбовская области почти выполнили эту задачу, Курская – газифицирована на 90%.
Скандал за скандалом
Газификация посёлков сопровождалась постоянными конфликтами с населением, о которых много раз писал «АиФ-Черноземье». Чаще всего речь шла об отказе подключать дома к распределительным сетям без так называемой платы за право подключения – 25 тыс. рублей. Это вызывало возмущение многих селян, отдавших последние сбережения на то, чтобы провести трубы. В антимонопольной службе считали действия газовиков незаконными, но многочисленные судебные процессы, как правило, оканчивались ничем.
В посёлках, жители которых проводили газ самостоятельно, часто возникала затяжная «война» между соседями. Газовики покупали трубу за символическую плату. А вновь подключившиеся жители оказались должны сразу всем: и монополисту – за подключение, и собственным соседям, которые, понятное дело, хотели возместить затраты.
Досталось и жителям многоэтажек, пострадавшим из-за массовых отключений горячей воды. «Межрегионгаз» перекрывал топливо котельным задолжавших теплоснабжающих организаций, тем самым оставляя без оплаченной услуги добросовестных потребителей. В прошлом году, перед мэрскими выборами, областное руководство приложило много усилий, чтобы договориться с газовиками, но избежать отключений всё равно не удалось.
– Николай Карасиков слегка растерялся в масштабах Воронежской области, – считает политолог Дмитрий Нечаев. – Он не смог до конца вписаться в региональную деловую и политическую элиту, не имел достаточно лоббистких ресурсов. В итоге, газификация оказалась не очень успешной, было много шероховатостей в работе компании. Отсутствие прогресса, невысокая активность в разрешении проблем, вероятно, повлияли на то, его решили заменить. Последнее место в ЦЧР – это позор нашего края, мириться с этим невозможно.