Тем не менее, в редакцию «АиФ-Черноземье» продолжают приходить письма с горькими рассказами о нарушении прав наших ветеранов. Хотя неудивительно: высокопарные слова чиновников, гремящие со всех трибун 9 мая, после праздничных торжеств нередко остаются пустым звуком.
Безнадёга
Историю 85-летней жительницы посёлка Латная Натальи Стефановны Бузмаковой рассказала её внучка Наталья Кленина. Её бабушка всю жизнь прожила в своём селе, и лишь война заставила её покинуть родные места. В 1943 году совсем юная Наталья Бузмакова отправилась на фронт санитаркой. Однако работать в этом качестве не пришлось – нужно было срочно восстанавливать железнодорожное сообщение, разрушенное при немецких бомбёжках. Так что Наталья ещё подростком узнала, что такое каторжный труд. Вот и сейчас, по иронии судьбы, женщина каждый день слышит стук колёс о шпалы – окна её дома выходят прямо на железную дорогу, что рассекает пополам улицу, где живёт ветеран. Слышит, но не видит – много лет назад она ослепла. Проблемы со зрением тянулись ещё с детства, а к 74 годам женщина перестала различать даже силуэты.
Если б не внучка, которая ухаживает за Натальей Стефановной, неизвестно как выживала бы ветеран. Муж женщины давно умер, а единственная дочь, узнав о том, что больна сахарным диабетом, начала злоупотреблять алкоголем, и тоже скончалась год назад.
У названной когда-то в честь бабушки внучки свои проблемы – огнеупорный завод, на котором Наталья работала формовщицей, практически бездействует. Последние месяцы женщина находится в отпуске без содержания. Как долго он продлится и куда идти дальше – Наталья-младшая не знает. Уехать в город она не может – некому присматривать за бабушкой. А пенсии ветерана с трудом хватает на продукты, всё остальное «съедают» лекарства – у слепой пенсионерки больное сердце и суставы, которые не дают ей нормально передвигаться. Даже пара шагов даётся старушке с невероятным трудом.
– Когда жива была мама, за бабушкой был хоть какой-то присмотр. Было время – мы и сиделку нанимали, – рассказывает Наталья Кленина. – А в последние годы мама много пила и здоровьем бабушки совершенно не занималась. Сейчас денег хватает лишь на минимальные нужды. Благо есть огород – им и кормимся.
Докажи, что больной
Узнав, что бабушке по всем статьям положена инвалидность – а присвоение группы могло бы существенно улучшить её бюджет, внучка взялась было за дело – вместе с Натальей Стефановной отправились в Семилукскую районную больницу, чтобы сдать ряд анализов. Однако для того, чтобы слепого признали инвалидом, оказывается, нужна ещё масса обследований и освидетельствований. И пока не обобьёшь все пороги, заветная справка тебе не светит.
Но ехать в очередной раз в больницу Наталья Стефановна отказалась наотрез, заявив, что второй дороги уже не переживёт. Что, в общем, и не удивительно: даже для здорового человека путешествие по латненскому бездорожью - целый аттракцион, а уж для больного пенсионера и подавно.
По рассказам внучки, все врачи, к которым она обращалась в центральной райбольнице, отнеслись к проблеме предельно холодно – мол, ничем не можем помочь, если ваша бабушка не хочет ехать. Наталья Кленина обила пороги разных учреждений, в том числе и местного отделения партии «Единая Россия», – просила содействия в оформлении инвалидности, но нигде не нашла помощи.
Зачем незрячему свет?
– Вообще Наталья Стефановна – больной не лежачий, она может ходить, но даже в таких случаях пациентам можно организовать соответствующее бесплатное обследование на дому, – пояснила Татьяна Глебова, заместитель главного врача по поликлинической работе Семилукской ЦРБ. – Для этого специально выделяется бригада специалистов, которая может на месте провести все необходимые анализы – за исключением рентгена.
Оказывается, ситуация разрешима – нужно лишь прийти к лечащему врачу, который бы назначил дату обследования. Но почему же тогда, чтобы выяснить столь простую вещь, людям нужно обходить все инстанции, и, в конце концов, обращаться в СМИ? Ведь, как рассказала Наталья Кленина, ей врачи о такой возможности никогда не говорили. И как быть тем пенсионерам, у которых нет родных, и им никто не разъясняет их права?!
Излишне говорить, что в нынешнее время пожилые люди, потерявшие здоровье, в том числе из-за непосильного труда, становятся обузой для всех. И для врачей – которым просто не хочется ими заниматься, и для родственников, у которых свои проблемы. Наталья Стефановна слепа уже 11 лет, однако родня побеспокоилась об её инвалидности только сейчас – когда остро понадобились деньги.
И ещё. В доме ветерана войны Натальи Бузмаковой уже два года как нет электричества – когда-то зимой в сильную пургу ветер оборвал провода. Как утверждает Наталья-младшая, восстанавливать их и заново подключать свет не на что. Районная администрация, разумеется, «в неведении». В День Победы Наталью Стефановну поздравили комплектом постельного белья да бутылкой «фронтовой» водки, купленной в местном магазине. Порадовали старушку лишь ученики местной школы, принесшие цветы и открытки. И действительно, зачем слепому свет?..
Комментарий
Информировать обязаны
Татьяна Головачёва, врач, кандидат медицинских наук, член комитета по охране здоровья областной Думы:
– Каждый участковый врач должен знать, сколько человек у него на участке входит в категорию льготников, знать категории, по которым люди пользуются льготами, и то, какие права на какие услуги они имеют. Если информация пациенту не доставлена, то это, на мой взгляд, повод для административного и дисциплинарного взыскания со стороны лечебного учреждения. Здесь не может быть избирательности – все врачи должны выполнять свои обязанности, которые соответствуют их должностям, и информировать людей о льготах, на которые они имеют право.
А вообще сейчас есть масса, как электронных, так и текстовых источников, из которых пациенты могут получать информацию о том, какие услуги им положены. И информированность в этом плане намного больше, чем несколько лет назад. В любом лечебном учреждении пациентам обязательно должна быть представлена территориальная программа государственных гарантий оказания медицинской помощи. Часто её можно найти в коридорах поликлиник и больниц на стендах вроде «Уголок потребителя», и любой человек, который приходит в лечебное учреждение может с этой информацией ознакомиться.