Белгород, 8 июля – АиФ-Черноземье. Все двенадцать подопечных социального работника Татьяны Булаевой с нетерпением ждут, когда она навестит их. Тот факт, что в этом году Татьяна Ивановна заняла второе место во Всероссийском конкурсе «Лучший социальный работник учреждения социального обслуживания», конечно, порадовал одиноких пожилых людей, которым она помогает выживать в наше тяжёлое время. Но они любят её и без официальных наград, поскольку для многих она – единственный близкий человек на земле.
Возвращение к жизни
Корреспондент «АиФ-Белгород» встретился с Татьяной Булаевой возле одного из подъездов дома на Харьковской горе, где живёт большинство её подопечных. В это утро она должна была проводить на приём к врачу в поликлинику 67-летнюю Ольгу Григорьевну Марченко.
У пожилой женщины много лет назад умер единственный сын, а недавно скончался и муж. Теперь она живёт совсем одна, внучка занята всё время, учится в институте. После смерти близких даже молодые порой не хотят жить, но Татьяна Ивановна помогала одинокой пенсионерке в трудные минуты. Теперь пожилая женщина ходит в церковь, где молится за умерших близких, и копит деньги на памятник покойному супругу.
Лишь после того как Ольга Григорьевна скрывается за порогом поликлиники, мы приступаем к разговору. Татьяна Ивановна – педагог по образованию, шесть лет проработала в школе.
Т.Б.: – После того как сын пошёл в первый класс, мне захотелось немного отдохнуть от учительства, – признаётся она. – Когда устраивалась на работу в комплексный центр социального обслуживания населения Белгорода, думала, что это временно, а проработала уже 20 лет.
АиФ: – Почему?
Т.Б.: – Потому что есть люди, которые нуждаются в моей помощи, то уже не смогла их бросить. Дело ведь не только в помощи в быту. Подмести и помыть пол, приготовить обед или сводить в поликлинику может каждый. Сострадание и сочувствие – вот самое главное, в чём нуждаются одинокие пожилые люди. Надо уметь искренне выслушивать их проблемы. Хотя и так понятно, что они связаны со старческими недугами. Поэтому я оставляю мои семейные заботы за порогом своего дома и прихожу к подопечным обязательно в хорошем настроении. Это одно из главнейших условий профессии социального работника.
«Она мне как дочь…»
Конечно, старики жалуются на свои недуги, однако на самом деле жизнь их полна другими заботами. Вот, например, подопечная Татьяны Ивановны Александра Андреевна Колесова. Три её дочери вышли замуж и уехали из Белгорода. Она осталась одна, у неё серьёзные проблемы с ногами, неважное общее здоровье.
Т.Б.: – Но я уверена, что богатству её внутренней жизни могут позавидовать многие молодые люди, – говорит соцработник.
Мы направляемся к Александре Андреевне, которая уже с нетерпением ждёт свою помощницу. Узнав, что Таня пришла с корреспондентом, женщина с порога начинает искренне её нахваливать:
– Самая главная проблема для меня – дефицит общения. С Татьяной я могу говорить обо всём на свете. Она мне как дочь, – рассказывает Александра Андреевна. – Она не только помогает мне по дому, ходит в магазин, приносит лекарства, она ещё и поддерживает моё хобби. Вышивка – моё спасение от одиночества. И ещё книги. Я читаю много романов о любви, о жизни. Стараюсь таким способом забывать о своих болезнях. Только с Таней я могу поделиться своими впечатлениями, больше ни с кем.
И ещё у Александры Андреевны есть друг, сосед дед Ваня, ветеран войны. Он тоже подопечный Татьяны Булаевой, только выходит из дома редко, болеет. Всякий раз, когда пожилая женщина прогуливается под его окнами, он выглядывает из-за занавесок и посылает ей воздушный поцелуй. Общаются они редко. Но каждая встреча незабываема. Дед Ваня постоянно справляется о здоровье Шурочки и сильно переживает, если она занедужит.
Т.Б.: – Бывает, что пожилые одинокие люди влюбляются друг в друга, – улыбается Татьяна Булаева. – Помню такую историю: ещё не старый 55-летний мужчина жил в общежитии, а женщина, его ровесница, – в соседнем доме. Оба – инвалиды первой группы, перенесли операции на сердце, но случилось так, что они познакомились и стали жить вместе. Пять лет счастья, которому искренне завидовал весь двор. Для прогулок он надевал чистую рубашку, она – нарядное платье, и всегда они шли, держась за руки. Немногие умеют быть так счастливы, зная, что дни их сочтены, а они смогли! И после того как мужчина скончался от инфаркта, она пережила любимого всего на несколько месяцев.
Проблемы соцработника
О них первой почему-то заговорила Александра Андреевна. «Когда я думаю, какую зарплату получает Таня, я начинаю плакать», – сказала она. Оклад соцработника – это 4500 рублей. Для этого на попечении надо иметь восемь пожилых людей, каждому из которых необходимо уделять не меньше четырёх часов в неделю. У Татьяны Булаевой их двенадцать, то есть у неё полторы ставки, не менее чем 48-часовая рабочая неделя. Но это формально, а на самом деле приходится работать и ночами. Буквально на днях в 11 вечера позвонил подопечный дедушка: плохо с сердцем. Татьяна побежала ночью к нему домой, вызвала «Скорую помощь». Старику помогли, а на следующий день он позвонил опять. Пришлось к больному бежать уже сыну Татьяны Ивановны. На этот раз старика отвезли в больницу. Или другой звонок, тоже ночью, от одинокой бабушки – закончились таблетки. Пришлось женщине будить мужа и вместе с ним идти по ночному городу в дежурную аптеку.
Кстати, в обязанности соцработника входит и оформление документов для своих подопечных, а потому приходится иметь дело с государственными учреждениями. А там, как известно, очереди. Например, по три часа надо ждать льготного рецепта у кабинета врача в поликлинике. Не помогает никакое удостоверение соцработника. Недужные посетители непреклонны - становись в общую очередь. Также надо оформлять документы на инвалидные кресла, костыли, протезы, подгузники, и на всё это уходит огромное количество времени.
Т.Б.: – В работе мне всегда помогает муж, - рассказывает Татьяна Булаева. – Он может починить кран моим подопечным, просверлить дырку в стене для полочки, выбить ковры. Семья меня понимает и никогда не ворчит, если кто-то из стариков вызывает меня в неурочное время. В моей работе самое главное - не перегореть, не превратиться в «машину», сберечь искренность отношения к людям.