Этот величественный особняк расположился на улице Вайцеховского. И даже если вы не знаете, что это здание – архитектурное наследие, вы всё равно выделите его «из толпы» и ни за что не пройдёте мимо. За красивым фасадом скрывается много увлекательного.
Ампир, барокко, готика
Построили этот огромный дом ещё в середине XVIII века. Хозяином его в ту пору был Максим Тулинов, поднявшийся по сословной лестнице из крепостных в суконные фабриканты. В 1723 году он открыл свою мануфактуру и повелел построить усадьбу. Строительство началось тут же, неподалёку от производственных цехов. Кстати, улица, на которой стоит роскошный особняк, долгое время называлась под стать промышленнику – Тулиновской. Потом она стала Вигелевской, потом – Больничным переулком… Но обо всём по порядку.
От Максима Тулинова имение перешло его внуку Ивану.
– У Ивана была любимая жена – Анна Семёновна, если посмотреть на её портрет кисти художника Фёдора Рокотова, то мы увидим, что именно с её лица сделаны маски, которые украшают фасад особняка, - говорит Ольга Рудева, краевед. – Это такая круглолицая женщина, с типичными воронежскими чертами.
На необычных масках чудеса декора не заканчиваются. Как пишет в своей книге о названиях воронежских улиц краевед Павел Попов, на рубеже XVIII и XIX веков дом расширили и оформили так, что в нём причудливо сочетались и уходящий стиль барокко, и новая эпоха ампира. Также особняк имел элементы «готики», которые до сих пор можно увидеть в стрельчатых окнах и острых зубцах аттика на заднем фасаде.
Театральные байки
Следующим владельцем усадьбы стал сын Ивана – Николай Тулинов. Он был заядлым театралом и занимал высокую должность – служил губернским предводителем дворянства. Именно при нём во дворе особняка появилась скульптура Амура и Психеи, которая, к сожалению, не сохранилась до наших дней.
– Николай Тулинов жил на широкую ногу, – говорит Ольга Рудева. – В доме частенько проводились пиры, домашние спектакли. Про него рассказывали байки, которым, правда, нет документального подтверждения, о том, что в доме были ниши, где стояли голые натурщицы. Говорили даже, будто в усадьбе устраивали не только спектакли, но и оргии.
Но деньги и правда иногда не доводят до добра. Из мемуаров родственника семьи Филиппа Тулинова известно, что старший брат Николая Тулинова Алексей «…деньги предпочитал знаниям и почестям и до того мечтал беспрестанно о богатстве, что лишился наконец ума».
Запомнился народом
И только в середине XIX века дом перешёл по наследству тому, чьим именем зовётся по сей день, – Филиппу Вигелю, племяннику Николая Тулинова. Так почему же именно с его именем дом просуществовал столько лет?
У Филиппа Вигеля была трагичная судьба: его мать умерла во время вторых родов, он сам рано потерял жену и сына. Глубокие переживания подействовали на него, и он отписал дом губернскому земству с наказом о том, что здесь должно появиться бесплатное отделение родовспоможения. Видимо, этот добрый благотворительный жест особенно запомнился народу. Вот и прозвали имение домом Вигеля.
Правда, земство распорядилось не совсем так, как было предписано в завещании. Некоторое время в особняке и впрямь было родильное отделение, но потом, в начале XX века, в нём поселилась земская управа, а роддом перебрался в новую постройку, неподалёку. Сам особняк отремонтировали и пристроили дополнительные помещения.
Позже в старинной усадьбе располагались разные больничные отделения. При советской власти, в 20-30-е годы прошлого века, оно вновь стало использоваться так, как было предписано завещанием Вигеля – под роддом.
Непоправимый урон роскошному особняку нанесла Великая Отечественная война. Но многое всё же сохранилось, например, маски на фасаде. После войны особняк восстановили. И родильный дом проработал там вплоть до 1988 года. С тех пор здание наглухо закрыто на замок. Но даже в состоянии внутренней разрухи усадьба Вигеля поражает своим величием, красотой и былой роскошью.