Как же так, учиться крутить «баранку» теперь придётся дольше, а платить за это – дороже. Слышал, сейчас большинство воронежских автошкол рискует остаться не у дел, а их студенты – потерять время и деньги. А вот интересно – будет ли реформа системы подготовки водителей эффективной?
А. Гольдман, Воронеж
И скутеры, и квадроциклы
Первые изменения вступили в силу ещё прошлой осенью. Появились новые категории прав: например, «М» – скутеры и мопеды, «B1» – квадроциклы и трициклы, «А1» – мотоциклы с объёмом двигателя до 125 см³. А срок обучения на самую популярную категорию «В» увеличился со 156 до 190 часов – в основном за счёт теории. При этом все без исключения студенты будут 84 часа изучать базовый модуль программы. Зато чтобы получить новую категорию, времени потребуется уже меньше. Появился и новый предмет – «Психологические особенности деятельности водителя».
– Мы видим, сколько конфликтов на дорогах: важно научиться уходить от них, правильно реагировать на провокации, – говорит Николай Беляев, директор сети автошкол.
Меньше, да лучше?
Летом были утверждены программы обучения. Так, теперь у автошкол должен быть собственный автодром площадью не меньше 2400 м². Ужесточились требования к количеству и размеру классов, учебному оборудованию, автомобилям и т. д. Чтобы пройти проверку, автошкола должна подать заявление в ГИБДД.
– При отсутствии необходимой учебно–материальной базы и согласованных рабочих программ кандидаты в водители, прошедшие подготовку в таких организациях, к сдаче квалификационных экзаменов в Госавтоинспекции допускаться не будут, – сообщила Татьяна СУШКОВА, руководитель группы пропаганды воронежского УГИБДД. – Сегодня 59 учебных организаций подали подобные заявления. Пяти крупнейшим автошколам выданы положительные заключения. Это ДОСААФ, Воронежский учебно–курсовой комбинат, «Форсаж», «Дон» и «Фортуна».
– Это нужно было сделать давно, – уверен Николай Беляев. – Ведь обучение на тех же автоматах многие вели и раньше, но без всяких программ. Важно совершенствовать базу, показывать вещи, понятные молодёжи. А во многих школах до сих пор учат по бумажным плакатам.
По мнению специалистов, после реформы в области должны сохраниться не больше 30% автошкол. Представители организаций, не прошедших проверку, уверяют, что разрешение будет оформлено со дня на день. Между тем, их ученики сегодня рискуют – и всерьёз. Так, в одной из автошкол нас уверяли, что набор студентов приостановлен, но на сайте висят свежие сообщения о начале занятий в новых группах.
Пока же представители автошкол сходятся в одном: увеличение сроков подготовки и траты на оборудование сделают автокурсы гораздо дороже. Конечно, знания и навыки автомобилистов не то, на чём нужно экономить. Но ведь, в конце концов, готовность новоиспечённого водителя выехать на дорогу определяет экзамен – ожидать серьёзного прогресса без борьбы с коррупцией вряд ли стоит.