Что можно увидеть в сельских краеведческих музеях? Обычно - военные раритеты, картины местных художников да предметы старинного быта - от горшков и ухватов до мебели. Фактически, то же самое хранится и в музее воронежского райцентра Репьёвка.
Правда, есть и такое, что выделяет этот музей из других и вряд ли имеет где-то аналоги: здесь на всеобщее обозрение выставлены восковые фигуры - но не знаменитостей, как у мадам Тюссо, а местных жителей. Проходят годы, оригиналы стареют, а их образы - вот они, всё так же молоды и полны жизни. Ну, как не вспомнить «портрет Дориана Грея»?
На голом энтузиазме
Репьёвский краеведческий музей создавался в «лихие 90-е», когда едва не любые начинания могли обернуться полным провалом. Однако местные энтузиасты умудрились сделать из подручных средств нечто выдающееся.
- Денег, разумеется, почти не было, зато идей - уйма, - вспоминает Людмила ЛЫСЕНКО, заведующая Репьёвским народным краеведческим музеем. - Помню, как писали в облисполком письма с просьбой купить дерматин для обивки музейных витрин. Это всё равно, что сейчас просить губернатора купить музею половицы.
В те годы в райцентре работала небольшая художественная мастерская из нескольких человек. С просьбами о помощи будущие музейщики обратились и туда. Но только один из сотрудников - старший художник Игорь ГОРЯИНОВ - дал положительный ответ.
Сначала был создан зал живой природы, для которого из Графского заповедника специально выслали несколько чучел птиц и зверей. Их нужно было расположить на фоне местных пейзажей, воссозданием которых и занялся художник. Работу областное руководство приняло на «ура» и предложило Горяинову довести музей до конца.
Из мужчины - в женщину
- Меня часто посещают сумасбродные идеи, - с улыбкой признаётся художник. - Просто иногда коробят стандартные решения. Так, создавая отдел народной истории, я подумал, что, помимо разных старинных кувшинов, банок и прочей утвари, неплохо бы поставить сюда людей, одетых в нашу национальную одежду. Конечно, можно взять и нарядить манекенов, но в этих куклах нет души, они безликие и холодные.
Горяинов припомнил, что в юности, учась в художественном училище, он любил с приятелями снимать друг с друга гипсовые маски и решил, что это неплохая идея для создания «живых» манекенов.
- Понимаете, бывает, идёшь по Репьёвке и видишь человека. Ты вовсе не знаешь, кто он, но понимаешь, что нашей, репьёвской породы, - восхищается художник. - Вот так через одного целое поколение просматривается.
Сначала «музейными экспонатами» стали товарищи и родственники Горяинова. Затем в народные костюмы оказались облачены «двойники» директора музыкальной школы, танцовщицы народного ансамбля, киномеханика, шофёра и др.
А с одним из экспонатов вышла и вовсе забавная история. Художник снял маску со своего знакомого, а мужского народного костюма не хватило, зато женских юбок было хоть отбавляй. Тут художнику пришлось попотеть: ресницы сделать погуще, брови потоньше, румянец поярче... В итоге, получилась немного суровая, но вполне колоритная репьёвская дама.
Дальше - больше. В одном из залов музея воссоздали целую старинную хату. Стены сделали из древесно-стружечных плит, выложили камнем и покрыли раствором, которым когда-то мазали избы наши предки. Даже окно здесь подлинное - художник вытащил и привёз его из разрушенного старого дома в одном из сёл района.
Внутри застыла сцена обычного деревенского быта: муж плетёт корзину, жена что-то достаёт из печи, а в люльке тихо спит ребёнок. Супруги, между тем, тоже настоящие - маски Игорь Горяинов снял со своего брата и его жены. Вот только ребёнок в люльке - просто кукла, хотя и для родного племянника художника в музее нашлось место. Он, в образе пионера, встречает посетителей в зале советской истории. Рядом - салютующая девочка-пионерка с белоснежными кудрями. Правда, девочку можно назвать близнецом племянника - она создавалась из той же маски.
Со взором горящим
Вообще, работа с человеческими масками - дело, требующее не только художественного вкуса, но и большой ответственности. На лицо, покрытое полотенцем, накладывается гипс, а чтобы можно было дышать, в нос вставляются бумажные трубочки. В таком положении человек проводит 10-15 минут, а дальше идёт работа художника. Полученная маска обрабатывается различными растворами, затем армируется - чтобы быть прочной, к ней добавляются затылочная часть черепа и шея из гипса. Затем голова покрывается краской. Причём художник подчёркивает, что это -
один из важнейших этапов работы. «Можно раскрасить лицо как обычную куклу, но важно постараться получить именно живой цвет».
Глаза у музейных экспонатов тоже как настоящие - блестящие и пронизывающие. Здесь у художника своя придумка - он делает их из маленьких автомобильных лампочек.
- Лампочка оборачивается полотенцем и разбивается, в итоге от неё остаётся небольшая сфера, которая уже сама по себе напоминает глаз, - рассказывает Игорь Николаевич. - Правда, нужно всё правильно разбить - иначе ничего не выйдет. Сколько я извёл этих лампочек - не пересчитать! Затем сфера раскрашивается, прорисовывается зрачок, и глаз получается почти как человеческий.
Сейчас в музее 16 экспонатов. Как признаётся художник, в своё время, чтобы снять с их «двойников» маски, пришлось изрядно побегать. Многие односельчане отказывались, стеснялись публичности.
- Кому-то приходилось даже ставить магарыч, - смеётся создатель музея. - Да и сейчас далеко не все желают прийти и взглянуть, каким ты был лет 20 назад, в особенности почему-то женщины. А кому-то, наоборот, нравится увидеть себя молодым. К примеру, руководитель нашего народного хора часто заходит в зал военной истории, где в землянке сидит его двойник, и присаживается рядом «с собой» на минутку-другую.
Бывает и так, что людей, чьи лица когда-то стали экспонатами, уже нет в живых. В их числе и брат Игоря Горяинова, который дал жизнь двум музейным образам. Но все фигуры музея роднит одно - они часть живой истории маленького села с типичными чертами его коренных жителей.